08.11.2010 00:20
Общество

Иван Мельников: Октябрьская революция дала самое важное - новое отношение к человеку

Испытывает ли общество ностальгию по Дню 7 ноября?
Текст:  Елена Новоселова
Российская газета - Столичный выпуск: №251 (5330)
Читать на сайте RG.RU
да

Александр Шубин, доктор исторических наук:

- Во-первых, революция началась не в октябре, уже в феврале Россия имела дело с могучим революционным процессом. Другое дело, что свою роль сыграл и переворот тоже: резкая смена власти вызвала раскол в среде демократии, Россия двинулась к социальным преобразованиям не путем широкой коалиции, широких согласований в поиске компромиссов хотя бы в рядах левых сил. Одна узкая группа попыталась реализовать социалистический проект. Причем сделала это со своими специфическими авторитарными акцентами. И это привело к гражданской войне, которая закрепила авторитаризм в результатах революции. Нельзя думать, что если бы к власти пришла другая сила, все получилось бы идеально. Она бы столкнулась с теми же проблемами аграрного голода, продовольственной нищеты в городах и безысходной ситуацией с войной. То есть любые ходы были бы не блестящими, но лучше, если бы преобразования проводила широкая левая коалиция, опирающаяся на большинство активного населения России. Тогда можно было бы избежать многих эксцессов и кровавого раскола. Возможность такая была, и сорвана она была не только по вине большевиков.

Самоорганизация Советов не успела устояться, когда большевики совершили разворот от первоначальных демократических ценностей (власть - советам, фабрики - рабочим, земля - крестьянам и др.) к ценностям авторитарным, к ценностям централизованного государства-фабрики, что вызвало конфронтацию, потому что население к этому совершенно не стремилось. В итоге получилось весьма противоречивое советское общество, в котором присутствовал и гуманистический компонент с идеями равноправия, и тоталитарный каркас (связанный с форсированной модернизацией, авторитарной традицией и особенностями марксистского проекта), который привел ко многим бедствиям.

Между тем большинство населения, об этом говорят опросы ВЦИОМа, относится к Октябрьской революции позитивно. Ностальгия есть, но это не просто ностальгия. Нет такой ностальгии в Германии по периоду нацизма. И об этом забывают, когда стараются отождествить большевизм и фашизм. С ценностями и идеалами большевизма и сегодня трудно спорить. Другое дело - практика, которая в истории часто расходится с идеалами. Но людям сегодня важны именно ценности Октября. Ведь в современной России в дефиците и народовластие, и социальная справедливость. Поэтому вполне естественно, что народ положительно относится к революции, которая поднимала эти ценности на своих знаменах.

нет

Иван Мельников, заместитель председателя Госдумы:

- Ностальгии все меньше. При чем тут ностальгия, когда современность подкидывает обществу новые вызовы, на которые нужно отвечать, новые задачи, которые нужно решать, новые стратегии общественных реакций. Самые актуальные. Какие вызовы? Например, попытки вернуть на шею общества хомут, превратить народ в вымя, которое можно доить и доить для собственного благополучия. Первый звоночек, изменивший роль этого праздника, мы услышали во время острой фазы экономического кризиса, когда "Капитал" Карла Маркса исчезал с прилавков магазинов по всему миру. Второй звучит в нашей стране сейчас, когда одновременно включается целая гамма радикальных либеральных законов. Достаточно вспомнить хотя бы пресловутый закон о правовом статусе бюджетных учреждений, фактически их коммерциализации. По существу это второй системный удар по социальным завоеваниям после монетизации льгот. Все увеличивается и увеличивается нагрузка на общество. Это ощутимые вещи для граждан, ощутимые ежедневно. И на них начинается реакция. Уже сейчас чувствуется бурление против идеи перевода с 40-часовой рабочей недели на 60-часовую, предложенной олигархом Михаилом Прохоровым. Напомню, в советское время была другая тенденция. Ведь до определенного момента суббота была рабочим днем, а потом ввели два выходных. Уверен, если пойдет деградация трудового законодательства, советские социальные гарантии будут как икона для нового поколения молодежи.

Революция принесла прежде всего мировоззренческий прорыв. Те, кто говорит о каком-то "перевороте", судят о ней лишь по специально отобранным формальным признакам. Высчитывают, сколько людей приняли участие, куда и кто бежал. Это поверхностно, это примитивный взгляд.

В этой точке, в этом историческом узелке, который выпал на 7 ноября 1917 года, - произошел взрыв столетиями копившегося раздражения от угнетения народа и эксплуатации труда. Даже Ленин незадолго до революции не был уверен, что она случится скоро. Ее можно было подталкивать, можно было организовывать, но нельзя было запланировать, так как ее движущей силой был общий настрой. И 7 ноября началась иная жизнь, иная эпоха. Революция дала нашей стране и всему миру не только новое государство и не только новую политику. Сначала она дала самое важное - новое отношение к человеку.

Праздники