Прокуратуре Санкт-Петербурга приходится держать под контролем несколько десятков различных направлений работы ежедневно. Об этом и многом другом на деловом завтраке в Петербургском филиале "Российской газеты" рассказал прокурор Санкт-Петербурга Сергей Зайцев.
Российская газета: Сергей Петрович, чему приходится уделять особое внимание?
Сергей Зайцев: Все направления, которыми сейчас занимается прокуратура, трудно даже просто перечислить. Под контролем прокуратуры находятся практически все сферы жизни - это и малый бизнес, и коррупция, и национальные проекты, и налоги, и, разумеется, борьба с преступностью.
Но главной для нас сейчас стала правозащитная функция, защита граждан. Пока еще объемы работы до конца не определены. Хотя есть темы, по которым удалось снять остроту. Например, невыплата заработной платы на сегодняшний день составляет порядка 600 тысяч рублей на весь Санкт-Петербург. Однако эти данные не касаются малого и среднего бизнеса.
Только через интернет-приемную мы получаем ежедневно от трех до семи сообщений о невыплате заработной платы... Решения принимаются в каждой конкретной ситуации - возможны и дисквалификация руководителя, и уголовная ответственность.
РГ: Посоветуйте, куда обращаться за защитой своих трудовых прав.
Зайцев: Обращаться нужно в государственную трудовую инспекцию, а если проблема не решается, то в прокуратуру. И не надо ничего бояться. Нарушено конституционное право отдельно взятого человека, мы постараемся найти возможность восстановить его. Наша задача состоит в том, чтобы работник получил все причитающиеся ему деньги.
РГ: Недавно прокуратура признала отключение тепла в домах за долги по коммунальным услугам незаконным.
Зайцев: Мы отстаиваем права людей и заставляем нашими методами подключить то жилье, где посчитали возможным перевести дом на режим энергосбережения. Но если меры по требованиям прокуратуры не будут приняты, пойдем в суд. А судебные решения уже имеют силу закона, и ответственность за их неисполнение совершенно другая.
РГ: Что делать тем, у кого в доме образовалось две управляющие компании?
Зайцев: Обращаться в прокуратуру. Такую ситуацию оставлять нельзя. Было ли это стечение обстоятельств или умышленное действие, покажет только прокурорская проверка. А все деньги, которые были уплачены неправомерно, будут взысканы в обязательном порядке.
РГ: Получается, что в прокуратуру можно обращаться по любым вопросам нарушения права?
Зайцев: Практически так и происходит. Хотя прокуратура и не подменяет другие структуры, а их на самом деле великое множество. Но люди зачастую не могут разобраться, кто и за что отвечает, и идут к нам. Но мы хотим реагировать не вслед, не после того, как все уже случилось. Необходимо выстраивать надзор так, чтобы упредить вероятность нарушений. И мы работаем над этим, но сейчас в прокуратуре Санкт-Петербурга 750 работников, четверть из которых молодежь, которую надо учить. А для того чтобы обеспечивать только необходимое по закону ежедневное прокурорское присутствие - в отделах милиции, судах, других обязательных местах, - этого числа людей явно не хватает.
РГ: Получается замкнутый круг: нужно все контролировать, но невозможно контролировать все.
Зайцев: В принципе, так быть не должно. Ведь расчет был на сознательность и правовое поведение и граждан, и руководителей, и властных структур. А прокуратура - "если кто-то кое-где у нас порой". Но в наши дни этого "порой" стало слишком много - отсюда и незнание законов, правовой нигилизм. Понятно, что ушло старое право, нарождается новое, не всегда в полной мере отвечающее всем запросам, а потом, его ведь еще нужно познать, чтобы им руководствоваться.
Да и как воспитать современного молодого человека в нынешних непростых условиях, никто не знает. Раньше был облик "строителя коммунизма". Сейчас молодой человек хочет сразу хорошо жить и видит, что можно преуспевать в обход закона. Коррупция в правоохранительных органах - явление того же порядка.
РГ: Давайте вернемся к традиционной для прокуратуры борьбы с преступностью. Преступления против детей все чаще попадают в сферу внимания общества. Это говорит об увеличении числа преступлений или о более видимой работе правоохранителей?
Зайцев: В целом количество преступлений против детей растет, но уменьшается доля тяжких. Раскрываемость этих преступлений составляет 92 процента.
При каждой районной прокуратуре созданы соответствующие рабочие группы, куда стекается информация о фактах жестокого обращения с детьми, их истязаниях, вовлечении в антиобщественную деятельность. Задача правоохранителей - составить список семей, где дети находятся в трудном для них социальном положении.
Эта информация в обязательном порядке проверяется специалистами. Во многом именно такая работа позволяет выявить признаки совершения в отношении детей преступлений. Но надо усиливать работу в плане контроля за теми, кто совершал подобные преступления в прошлом. Люди освобождаются из мест лишения свободы, и они не должны растворяться в общей массе.
Сейчас у нас есть хорошая экспертная база, наработаны эффективные методики, которые позволяют выходить на раскрытие серийных преступлений. Так были задержаны Блондин - Степанов, который изобличен в совершении более 30 эпизодов преступлений, Лифтер - Ресин - более 15, Почтальон - Бадыгов и другие. Хочу подчеркнуть, что в большинстве случаев мы узнаем о таких преступлениях от граждан - соседей, учителей, поэтому я призываю всех не быть равнодушными.
РГ: 11 ноября наше издание празднует 20-летний юбилей. Что бы вы пожелали нам - и себе как читателю "Российской газеты"?
Зайцев: Конечно, творческих успехов и благополучия. Профессионализм, корректность и объективность публикаций снискали газете авторитет и уважение читателей.
На ее страницах всегда находится место для публикаций на правовые темы, отражающих жизнь Санкт-Петербурга, работу прокуратуры и других правоохранительных органов, воспитывая у читателей чувство уважения к закону, морально-этическим нормам поведения. Будем и дальше сотрудничать на благо нашего города.