09.11.2010 13:48
Культура

В Казани прошел IV литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест"

Василий Аксенов вернулся в Казань в своем литературном воплощении
Текст:  Олег Корякин (Казань)
Российская газета - Федеральный выпуск: №252 (5331)
Читать на сайте RG.RU

В Казани прошел IV литературно-музыкальный фестиваль "Аксенов-фест". Он вновь собрал друзей и коллег писателя в его родном городе.

Среди них Александр Кабаков, Евгений Попов, Светлана Васильева, Ирина Барметова, Анатолий Найман, Андрей Макаревич.

Основной площадкой фестиваля стал Дом-музей Василия Аксенова. Напомним, он был открыт на прошлом "Аксенов-фесте". Именно здесь писатель провел свое детство и отрочество. Интерьер дома выдержан в стиле коммуналки 40-50-х годов. Во время визита Аксенова в Казань в 2007 году это здание находилось в полуразвалившемся состоянии, что весьма его удручило. Тогда мэр города Ильсур Метшин подарил дом бывшему обитателю и пообещал восстановить его. Слово он сдержал, но Василий Павлович, увы, побывать здесь еще раз уже не смог.

Впрочем, Аксенов все же вернулся к родным пенатам, но иным способом, подвластным лишь писателям, - в своем произведении. Последний роман "Lend-leasing. Дети ленд-лиза" он посвятил детским годам, проведенным в Казани. Название сам автор переводит с английского как "в долг с рассрочкой". Так именовалась американская программа безвозмездной помощи союзникам. В ее рамках в СССР поставлялись продукты питания, которые помогли выжить маленькому Васе Аксенову в годы войны. Об этом нелегком, но все же увлекательном времени и повествует писатель. И хотя он так и не успел завершить роман, журнал "Октябрь" опубликовал две законченные части этой книги. Надо заметить, что она не является мемуарами в классическом понимании. Если первая ее часть еще близка к этому жанру и знакомит читателя с реальными эпизодами из жизни мальчика, то вторая уже превращается в чисто "аксеновскую" фантасмагорию.

Собственно, презентация романа и стала центральным событием фестиваля. В своих отзывах друзья писателя не поскупились на яркие метафоры. По мнению Евгения Попова, само появление этого посмертного текста подобно возвращению писателя в материнскую утробу. Он родился в Казани, прожил яркую, полную приключений жизнь и сам мог бы стать героем не одного романа. И вот он опять в Казани.

Светлана Васильева назвала это произведение таинственным, а его язык сравнила с "системой быстрых иероглифов".

На взгляд Александра Кабакова, в своем последнем романе Аксенов как бы сконцентрировал все свои книги и полностью проявил себя.

- То, что текст не закончен, конечно, грустно, - сказал он, - но так же грустна и незаконченная жизнь. Она вообще всегда неожиданно прекращается. Как памятник "Дети ленд-лиза" от этого не страдают. Если бы их можно было завершить, то это было бы так же не нужно, как и приделывать руки к статуе Венеры Милосской.

В рамках нынешнего фестиваля был воплощен в жизнь еще один замысел писателя. В его доме теперь заработал джазовый клуб. Таким образом, городские власти полностью реализовали авторскую концепцию. Ведь Василий Аксенов с самого начала хотел объединить в одном здании и музей, и кафе, и джазовый салон. Первыми опробовали клуб Андрей Макаревич и трио Евгения Борца. Здесь же Александр Кабаков прочел лекцию о связи джинсов и джаза. В ее основу легла известная фраза: "Из джинсовой куртки Аксенова, как из "Шинели" Гоголя, вышла вся современная русская литература".

Литература Казань Волга-Кама