Телевизор как мог старался в эти дни успокоить и примирить граждан страны. Все-таки праздник - День Единства. А не День Разборок. На экране - концерты, юбилеи любимых артистов, любимые фильмы и спектакли... Но, увы, не обошлось без кровавого подбоя - избиение до полусмерти журналиста Олега Кашина.
Кино для журналистов
Мирная информационная "телекартинка" праздничных дней оказалась подмоченной... не красной гуашью, расползающейся по экрану в военно-патриотических сериалах, а реальной кровью живого человека.
Избиение носило явно демонстративно-показательный характер. Бандиты, отбив человеку все, что можно, не поленились еще и выломать ему фаланги пальцев. Что-то похожее можно было увидеть в художественном фильме "Казино". Там мафиози от игорного бизнеса раздробили слишком ловкому игроку пальцы. Чтобы он помнил...
Избиение Кашина - кино, адресованное не для него одного; оно назначено и его коллегам-журналистам. Чтобы они знали.
Коллеги сказали все, что они думают на сей счет. Представители правоохранительных органов заверили общественность, что сделают все возможное, чтобы найти и покарать как заказчиков, так и исполнителей. Телезрители не очень-то в это поверили.
...На поверхности - следы, ведущие к тем организациям и лицам, чьи интересы оказались задетыми в публикациях журналиста. Скорее всего, так оно и есть: следы ведут в правильном направлении. Но есть и почва, сама по себе благоприятствующая преступлению. О ней, в частности, помянул Александр Архангельский в своем блоге.
Он сказал о сгустившейся атмосфере злобы и ненависти, более всего заметной в Сети. Именно в ней гуляет видеореп: "Он будет наказан!" Нет-нет да и выплескивается в телеэфир остервенелость. В "Поединке" у Владимира Соловьева господин Проханов поделился сокровенной мечтой увидеть своего оппонента Николая Сванидзе... повешенным. Кадры хроники маршей во славу Единства запечатлели то, как молодые люди топчут плакаты с изображением правозащитницы Людмилы Алексеевой.
Это с одной стороны. С другой стороны, недавний союзник правозащитницы господин Лимонов позволяет себе оскорбительные высказывания в ее адрес и требует суда чести над ней.
Конечно, и то, и другое, и третье - виртуальные жесты, образная риторика. Но грань между виртуальными угрозами и реальными поступками, как мы не раз в том убеждались, не так уж и непреодолима.
Вот сейчас мы убедились в этом на примере нашего коллеги Олега Кашина.
А в остальном, как поется, прекрасная маркиза...
Праздник удался...
Наверное, впервые за шесть лет, что мы отмечаем историческую дату преодоления смуты на Руси, не был показан старый фильм "Минин и Пожарский" Всеволода Пудовкина. С некоторых пор на ТВ другая примета этого праздника - фильм Владимира Хотиненко "1612". Но надо сказать, необщепризнанная. Не то что "Ирония судьбы", намертво связанная с новогодними торжествами. Или "Красотка" - с Женским днем.
Фильм Хотиненко - кино, что называется, на любителя и для жаворонков. Потому, видимо, его 4 ноября НТВ задвинуло на самое раннее утро - аж в 6.40. Представляю, какой был у картины рейтинг...
У Первого в загашнике оказалось другое патриотическо-мелодраматическое кино - сериал "Адмиралъ". Его прокрутили днем. Нечто историческое представила "Россия" - совсем свежий фильм "Богдан-Зиновий Хмельницкий", из чего следует: раз с Украиной на государственном уровне налаживаются отношения, то и между героями далекого прошлого они постепенно теплеют. Та же "Россия" выдала премьерный показ героико-приключенческого "Кандагара".
На этом, собственно, была закончена казенная часть праздника. И дальше экран захлестнула волна развлечений и удовольствий: хороший футбол, симпатичная комедия "Каникулы строгого режима"... Приятно было пересмотреть давнюю, но не постаревшую музыкальную ленту "Красавец-мужчина" с Олегом Табаковым и с другими мужчинами-красавцами - Михаилом Козаковым, Александром Абдуловым, Петром Щербаковым, Львом Дуровым в окружении талантливых и прекрасных дам Марины Нееловой, Людмилы Гурченко, Лии Ахеджаковой, Нины Ургант...
Следующий праздничный день завершился на высокой оптимистической ноте - фильмом-мюзиклом "Стиляги".
Фильм смотрелся тоже как триумф Единства людей разных поколений, контрастных убеждений и полярных эстетических вкусов.
Забыть Геростратов?..
В промежутке между юным Ноябрем и пожилым Октябрем стартовал новый проект Первого канала "Какие наши годы". Отныне мы будем вместе с Леонидом Парфеновым и Татьяной Арно вспоминать былое конкретно, вещно, зримо.
Для начала вспомнили 1972 год. Это когда впервые прошел концерт хитов за минувший год... Когда советская власть попыталась ограничить потребление алкоголя... Когда наши хоккеисты сразились с канадскими профессионалами... И когда случилось много еще другого.
В этом обозрении я не стану касаться внешней стороны проекта. Оформления студии. Скажу только, что оно мне показалось невозможно архаичным для Первого канала.
Скажу о невольной полемике между Первым и Пятым каналами по актуальному нынче вопросу: как нам быть с нашим прошлым? И давним и недавним?
Пятый всю предыдущую неделю "судил" советского человека ("Суд времени").
Первый - братался с советским человеком ("Какие наши годы").
На Пятом спорили до хрипоты, до криков, до скандала.
На Первом - обнимались, лобзались и ностальгировали.
На Пятом Кургинян настаивал: советский человек жил, советский человек жив, советский человек будет жить.
На Первом Парфенов ненароком подсказывает: советская действительность - что-то давно минувшее, нечто экзотическое невозвратное, инопланетное. Это парк далекого прошлого, который можно попробовать реконструировать, живо его представить. Но само прошлое вернуть нельзя.
По большому счету спора между каналами не получилось. Поскольку глупо сравнивать карандаш, которым ты рисуешь, с бумагой, на которой ты малюешь.
"Суд времени" - это суд над идеологией советского тоталитаризма, которую господин Кургинян хотел бы не мытьем, так катаньем протащить в завтрашний день.
"Какие наши годы" - воспоминания о быте, который держала идеология взаперти, о том, как простой советский человек к ней адаптировался, ее обманывал, над ней насмешничал...
Советский человек еще до того, как пал советский режим, расставался с ним, смеясь. Об этом и советские комедии, которые нам снова и снова показывают по праздникам.
Мы снова и снова готовы их смотреть, поскольку помним свои страхи и те запреты, которыми была окружена наша повседневность.
Но снова и снова приходится спорить с той идеологией, жертвой которой стали миллионы наших предков.
Вспомним, что самая солнечная советская комедия "Волга-Волга" вышла на экраны в 1938 году. В год Большого террора.
...А в остальном, прекрасная маркиза, все хорошо! За исключением пустяка - в праздник народного единства был избит до полусмерти журналист.