09.11.2010 00:20
Власть

С июля 2011 года россияне смогут получать услуги от государства в электронном виде

Текст:  Павел Плотников
Российская газета - Федеральный выпуск: №252 (5331)
Читать на сайте RG.RU

С июля 2011 года у каждого россиянина будет право получать от государства услуги в электронном виде из любой точки Российской Федерации. Для этого региональные учреждения должны быть интегрированы в единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Однако объединение информационных систем областей, краев и республик страны осложняется тем, что субъекты РФ имеют разный уровень информатизации.

Постановление российского кабинета министров от 8 сентября N 697 рекомендует органам власти на местах, создав региональные информационные системы (РИС) и наполнив их информацией, подключиться к СМЭВ. Рекомендательный характер предписания регионам связан с тем, что их готовность к электронному правительству находится на разном уровне. Об IT-неравенстве субъектов Федерации свидетельствуют многочисленные исследования, деятельность рабочих групп и советов. В Стратегии развития информационного общества в РФ ставится задача к 2015 году в два раза сократить различия между регионами по интегральным показателям.

В числе факторов, не способствующих движению регионов к e gov, - характеристика действующих информационных систем (ИС), которые эксплуатируются в учреждениях. Во-первых, большая часть документов в государственных организациях продолжает формироваться и использоваться в бумажном виде, и в результате местные администрации, архивы и учреждения, предоставляющие услуги населению, вынуждены работать с данными на бумажных носителях. В частности, реестры муниципальных контрактов в электронном виде представляют собой перечень документов, сами же документы, собранные в бумажные папки, хранятся на стеллажах и полках и не являются частью информационной системы. Подобным же образом информация хранится в документах по выделению жилплощади, договорах купли-продажи земельных участков и зданий, планах застройки и прокладки коммуникаций, свидетельствах, подтверждающих родственные связи, и многих других.

Во-вторых, ИС местных учреждений имеют разный уровень автоматизации и не совместимы не только с аналогичными системами органов власти других субъектов РФ. Внутри самих регионов, как правило, также не отлажена интеграция учреждений друг с другом. Простой пример, демонстрирующий "внутреннюю кухню" оказания электронной госуслуги. Гражданин отправляет запрос через портал gosuslugi.ru о начислении пособия по уходу за ребенком и предоставляет в электронном виде копию удостоверения личности и заявление о назначении выплат. Сотрудник специального учреждения, чтобы оказать электронную услугу, обязан получить и "привязать к делу" дополнительные документы. Копия свидетельства о рождении ребенка должна быть получена из ЗАГСа, справка о невыплате пособия по безработице - из службы занятости, справка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - из органа соцзащиты. Такая практика будет введена с 1 июля 2011 года повсеместно - от Калининграда до Владивостока. Другой вопрос, что большинство регионов к ней не готовы. Специалисты на местах, отвечающие за предоставление электронной госуслуги, не смогут "выгрузить" из информационной системы соседнего учреждения нужные данные и "загрузить" их в свою - системы друг с другом несовместимы. Еще более сложно оказывать документационную поддержку, требующуюся для предоставления многих госуслуг - когда в учреждении обязаны выдать гражданину не только справку, но и документ, ее сопровождающий, в электронном виде.

Сегодня перед субъектами Федерации стоит сложнейшая задача. Им, чтобы встроиться в электронную вертикаль, предстоит в сжатые сроки на основе административных регламентов провести аудит своих ресурсов и проверить, насколько они готовы и соответствуют требованиям предоставления электронных государственных услуг в полном объеме. Системы будут проверяться на готовность по следующим параметрам - полнота, достоверность и своевременность информации, возможность сопроводить госуслугу документами в электронном виде и, наконец, совместимость информационных систем учреждений с точки зрения взаимодействия.

О необходимости наполнения региональных информационных систем достоверной и полной информацией и поддержании ее в актуальном состоянии говорится в постановлении правительства РФ N 697. Это означает, что регионы будут переводить накопленные архивы в электронный вид, переносить из оцифрованных документов данные и загружать их в свои информационные системы. Естественно, помимо архивного фонда в учреждения ежедневно поступают новые документы на бумаге. Региональные органы при этом обязаны поддерживать актуальность своих систем, а значит, должны оцифровывать в текущем режиме и новые поступления. Результатом работ станет большой информационный массив, который потребует создания специализированных систем хранения и управления документами и данными. Такие хранилища и будут интеграционной платформой, которая объединит разнородные информационные системы учреждений. Основной функционал хранилищ документов и данных - информационный обмен между госорганами за счет синхронизации классификаторов и справочников и обеспечение документационной поддержки оказания государственных услуг в электронном виде.

Госуправление Регионы Интернет