План первоочередных мероприятий по решению проблем Московского транспортного узла готов. Уже сегодня москвичи смогут познакомиться с ним на сайте правительства Москвы и внести свои предложения по улучшению ситуации на московских дорогах.
Об этом заявил вчера мэр Москвы Сергей Собянин на совещании с участием архитекторов, транспортников, дорожников и префектов административных округов города. Впрочем, градоначальник сразу предупредил, что говорильни вокруг этого проекта он не допустит. Буквально в ближайшие три-четыре недели он должен превратиться в план совершенно конкретных действий правительства Москвы и органов местной власти. Прежде мэр уже подчеркивал, что лишь одной какой-то мерой вызволить столицу из пробок не удастся. Вот и план, предложенный им, представляет собой целый комплекс мероприятий. Состоит он из шести пунктов. Вот они:
1. Создание транспортного каркаса, который включает в себя сооружение автомагистралей, развязок, мостов, паркингов и прочих сооружений, без которых сегодня невозможно представить ни один мегаполис. "Но в то же время мы не должны бросаться лишь на крупные объекты, подчеркнул Сергей Собянин.
2. Одновременно со строительством Москва должна заняться системой управления движения. На выполнение этого пункта он отводит максимум два года, в течение которых город должен получить одну из самых совершенных в мире систем управления транспортными потоками. Ставя эту цель, к которой российской столице до сих пор не удавалось даже близко подступиться, Сергей Собянин сделал важную ремарку: "Необходимые для этого деньги найдены. Финансовых ограничений при ее достижении не будет".
3. Интеграция с местами приложения труда, связь с коммунальными зонами и территориями, наиболее перегруженными транспортом.
4. Система управления развитием транспортного узла, создание с этой целью структуры, в которую войдет на верхнем уровне минтранс, а также Москва и Подмосковье. Для решения же чисто московских проблем предполагается создание своей системы.
5. Развитие всех видов общественного городского транспорта, как способа разгрузить дороги. Причем развиваться должны как метро, так и трамвайные линии, автобусы и частный извоз.
6. Стратегическое планирование развития Московского транспортного узла.
Вчерашнее же совещание было посвящено лишь одному из элементов дорожной инфраструктуры, к созданию которой, по мнению мэра, столица должна приступить безотлагательно. И в самом деле, до тех пор, пока машины будут стоять прямо на проезжей части, город не избавить от заторов. Мэр привел цифру: на 3 миллиона автомобилей Москва имеет паркингов всего на 1 миллион машино-мест. То есть у двух третей автопарка просто нет возможности припарковаться в специально отведенных для этого местах. "Не говорю уже о том, что по современным меркам градостроения каждый автомобиль должен иметь по три парковки - дома, на работе и в общественном месте, - говорил Сергей Собянин. - Даже для простого обеспечения хотя бы одной парковкой нам нужно построить на 2 миллиона машино-мест автостоянок". Что, по мнению мэра, потребует огромных усилий, и тем не менее сделать это нужно не за двадцать лет, как ранее предполагалось, а за пять. Он полагает, что если заняться этим вместе с префектурами и бизнес-структурами уже сейчас, то это вполне реально.
Особенно если заинтересовать инвесторов. Подготовить для них площадки, подвести к ним всю инженерию, избавить от обременений и лишь после этого выставлять на конкурс. И тогда, уверен мэр, желающих вкладывать деньги в создание парковочного рынка в городе найдется немало.
Далее пошел уже вполне предметный разговор о том, где и какие именно парковки нужны москвичам и какие помехи могут встретиться на пути их создания. По словам заместителя мэра Москвы, руководителя созданного мэром нового дорожно-транспортного комплекса Николая Лямова, нельзя забывать о том, что помимо официально зарегистрированных автомобилей в городе немало машин из Подмосковья и других регионов. С учетом этого ежегодное строительство паркингов в столице нужно утроить. И в первую очередь - заняться перехватывающими стоянками. По оценкам экспертов, городу их нужно не менее 150, а есть всего две - на пересечении улицы Автозаводской с Варшавским шоссе и на площади Гагарина. Да и те используются в основном для обслуживания покупателей близлежащих торговых центров и как места хранения для машин жителей близлежащих домов. Где же нужно разместить новые перехватывающие парковки, чтобы люди ими начали пользоваться по назначению? По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, удобнее всего для этого строящиеся станции метрополитена. Например, заложена станция "Новокосино", и если рядом построить паркинг, то жители Подмосковья, которые приезжают по Носовихинскому шоссе, смогут оставить в нем свои авто, а дальше отправиться на подземке. То же самое можно сделать и возле станции "Пятницкой". В целом же свои предложения по всему городу скоро обнародует специально созданная рабочая группа, в состав которой входят представители минтранса, Москвы и Подмосковья. Для того же, чтобы заинтересовать в создании таких перехватывающих парковок инвесторов, мэр предложил разрешить им наряду со строительством многоэтажных гаражей, которые окупаются не раньше, чем через пять лет, создание по соседству открытых паркингов, не требующих больших затрат.
Лямов считает, что во внимании города нуждаются и социальные объекты - медицинские центры, больницы, библиотеки, куда москвичи чаще всего сейчас едут также на своих машинах, также испытывая трудности с их парковкой. И все-таки самая сложная ситуация, по общему мнению, создалась в центре Москвы. Как ни парадоксально, но Центральный административный округ обеспечен парковками меньше всего - их в нем всего 19,6 процента от потребности, или на 10 процентов меньше, чем в среднем по городу. Нет мест для стоянки автомобилей ни у 200 тысяч жителей центра, ни у 50 тысяч приезжающих сюда на работу. Как пояснил Александр Кузьмин, во многом это объясняется устаревшими нормативами обеспечения паркингами офисов. Сергей Собянин объяснения не принял: "Уйдите от нормативов, закладывайте паркингов в каждом случае по максимуму от возможного", - потребовал он.
Что же касается жилья, то, по мнению Александра Кузьмина, вопрос обеспечения автостоянками нужно решать в каждой управе отдельно, так как в каждой из них своя ситуация. В пример он привел район Ясенево, где убрали ракушки, построили один многоэтажный гараж и несколько мини-гаражей, обустроили проезжую часть возле домов карманами для машин. В результате вместо 300 прежних получили 600 машино-мест, да еще 38 гектаров земли освободилось под благоустройство. "Нужен творческий подход, - согласился Сергей Собянин. - Только не надо "гробы" строить, так можно испохабить и районы, и город, превратив дворы в сплошную автостоянку". И что совершенно недопустимо, по мнению мэра, это строительство без паркингов муниципального жилья: "Для застройщиков коммерческого жилья установили правила, а сами нарушаем их", - возмущался он. Конкретный план размещения паркингов по всему городу Москомархитектура должна представить мэру в первом квартале 2011 года.
Кстати
Сергей Собянин продолжает создавать свою команду. Вчера он сделал назначение на еще один из ключевых постов: главой департамента финансов Москвы назначил Веру Чистову, которая до этого занимала пост зам. министра обороны по финансово-экономической работе. Ее предшественник Юрий Коростелев, работавший министром финансов Москвы с 1992 года, стал советником мэра. Сменился и руководитель департамента внешнеэкономических связей - им стал Сергей Черемин, бывший зам. председателя совета директоров АФК "Система". Его первым заместителем назначен прежний руководитель департамента Георгий Мурадов.
В то же время, как сообщает информационный центр правительства Москвы, мэр уволил главу департамента образования Ольгу Ларионову.