Условия эксперимента были таковы: в час пик проехать по центру города на разных видах транспорта. Расстояние - километров десять. Москвичи решили одолеть Садовое кольцо.
Ровно в 10 утра, когда уже проехали на работу чиновники, офисные "белые воротнички", студенты, мы стартовали от Маяковки по Садовому. Один корреспондент - на автомобиле, другой - на троллейбусе, третий - на метро.
Лучше мучиться в комфорте
Сразу скажу: на машине попасть на Садовое кольцо было гораздо труднее, чем проехать по нему. В пробке стояли Ленинградка, Тверская... Двухкилометровый отрезок пути отнял целый час.
Перед Концертным залом имени Чайковского машины припаркованы в два-три ряда. Многие москвичи используют это место в качестве перехватывающей парковки, поскольку рядом вход в метрополитен.
Из-за съезда на Тверскую тут идет перекрестное перестроение автотранспорта. Дальше "кольцо" начинает притормаживать на Садовой-Самотечной, аккурат напротив здания столичного управления ГИБДД. Следующее серьезное препятствие - Таганская площадь. Тут ведутся ремонтные работы и начинается сужение проезжей части. Но затор всего пятиминутный. А вот напротив Павелецкого вокзала пробка посущественней. Скорость потока до Крымского моста - не больше 20 километров в час. Причем причину торможения понять не удалось. Вплоть до Смоленской площади никаких левых поворотов нет, перестраиваться машинам не нужно.
Ровно час - столько заняла дорога на автомобиле по Садовому. Бензина ушло литра два. Так что поездка обошлась рублей в 50. Почти вдвое дороже, чем на троллейбусе, зато в тепле и с музыкой. Все-таки автомобиль - не роскошь.
Итог поездки на машине: время в пути - 1 час, стоимость - 50 рублей.
Троллейбус сошел с дистанции
В 10.10 (10 минут ушло на ожидание) троллейбус "Б" (кольцевой) тронулся от остановки у театра Моссовета. Даже свободное местечко нашлось. Правда, далеко отъехать не успели - застряли перед пересечением с Тверской. Причина, что называется, на поверхности: Триумфальная площадь обнесена строительной сеткой - тут собираются возвести подземный паркинг. Вдоль забора еще эвакуаторы стоят начеку.
Кому как, а мне троллейбус нравится. Едешь по Садовому, глазеешь по сторонам. За полчаса добрались до Курского вокзала. Конечно, наши люди на вокзалы на троллейбусах не ездят, тем не менее многие москвичи электротранспортом пользуются. Например, целая толпа подсела у Института глазных болезней. Везде, где на дороге идет даже мелкий ремонт, обязательно затор. И перед Высокояузским мостом, и перед Таганкой... Еще сильно мешают троллейбусу припаркованные у обочины автомобили: в два ряда - на Садовой-Самотечной и у Красных Ворот, в три ряда - у Парка культуры и отдыха имени Горького.
Через полтора часа, когда дотянули до Зубовского бульвара, было уже не до красот за окном. Под сиденьем - печка, топят так, что не знаешь, куда убрать ноги... И еще лязгает и дергается без конца при переключении скоростей. Наконец мы окончательно остановились. Короче, вылезайте. Троллейбус сошел с дистанции.
-Теперь пробки целый день, - рассуждает водитель Владимир Федянин (кстати, на этом маршруте он работает уже 39 лет). - С восьми утра до полдесятого все на работу едут. Днем много аварий, а главное - машины бросают как попало, перегораживая дорогу общественному транспорту.
Правда, и троллейбус был уже в возрасте. По мнению экспертов, троллейбусный парк в городе изношен процентов на 60. Этот вид транспорта почему-то сочли неперспективным. Хотя новые низкопольные троллейбусы "МАЗ", которые ходят, например, в Останкино, очень даже комфортабельные и резвые. Кстати, и рентабельные.
Итог: 1,5 часа в пути, билет за 28 рублей (у водителя).
Бомж - птица переезжая
Под землей пробок нет. Смело спускаюсь на "Белорусскую". И тут же толпа внесла меня в вагон и стиснула так, что с места не сойти. Едва двери закрылись, стал душить и невыносимый запах. Ищу источник. Вот он - притулившийся к стенке бомж с серой бородой. На следующей станции часть пассажиров поспешили перейти в другие вагоны, так что бродяга сделал "доброе" дело.
После "Комсомольской" стало гораздо свободнее, бомж придремал. Как выяснилось, с утра он совершает уже третий круг, а вообще за день может кататься и по 10 кругов, пока его не "вышвырнут милиционеры". На "Киевской" и "Краснопресненской" вагон опять набился под завязку. После поездки пришлось мыть ботинки и проверять сумку на наличие "резаных" ран. По официальной статистике УВД метрополитена, в подземке ежегодно совершается порядка 3 тысяч преступлений. Так что кошельки лучше держать при себе.
Итог: 43 минуты в дороге за 26 рублей. И невыносимая давка. Кстати, вместо положенных по нормативу 6 миллионов пассажиров подземка ежедневно перевозит 8,4 миллиона.
Увы, как показал наш эксперимент, ни один вид транспорта в Москве не гарантирует пассажиру, что он доберется до нужного места в срок и с комфортом.
Транспортный Генплан
Президент России Дмитрий Медведев распорядился включить борьбу с московскими пробками в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России на 2010 - 2015 годы".
Президент также сделал предложения по избавлению столицы от пробок:
- снести незаконно построенные сооружения вблизи автотрасс;
- увеличить количество пешеходных переходов и ограничить плановый ремонт дорог в часы пик;
- до весны следующего года утвердить программу строительства паркингов;
- ограничить въезд в столицу грузовиков;
- рассмотреть возможность изменения графика работы госучреждений для борьбы с пробками.
Столичный градоначальник Сергей Собянин заявил, что в течение двух лет максимум город получит одну из самых современных систем управления движением. Мэр также считает необходимым создать единый орган управления развитием московского транспортного узла. Предполагается, что такой орган будет создан под эгидой минтранса совместно с Московской областью и Москвой.
На суд москвичей уже вынесен план первоочередных мероприятий по решению проблем московского транспортного узла, так называемый Транспортный генплан, в который москвичи смогут внести свои предложения.