В нынешнем году до 80 процентов объема экспорта белорусских калийных удобрений будет перевезено через Клайпедский порт (Литва), благодаря стабильно низким транзитным тарифам литовских железных дорог и портовым сборам в Клайпеде. Напомним, Беларусь остается одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров этой продукции, потребителем которой является и Россия. Но, несмотря на меньшее перевозочное расстояние от северной границы Беларуси до портов Калининградской области и неоднократные рекомендации союзных и национальных профильных ведомств России и Беларуси по ориентации таких перевозок на калининградские порты, главным экспортным терминалом для таких грузов остается клайпедский.
Однако, по оценкам российских и белорусских экспертов, основными "первичными грузонаполнителями" портов Калининградской области могут стать белорусские грузы, особенно калийные удобрения. Начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин отмечал в этой связи, что "провозные возможности самой западной стальной магистрали России (Калининградской железной дороги. - Прим. ред.) позволяют в полной мере обеспечить перевозку белорусских удобрений".
Заметим также, что маршрут Беларусь - Литва - Калининград - северо-западное ответвление проектируемого евроазиатского коридора Берлин - Варшава - Минск - Москва, который, по мнению Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина, способен не только усилить российско-белорусские позиции на транзитном рынке Европы, но и ускорить индустриализацию внешней торговли Союзного государства.
Более того, многие российские, белорусские и литовские аналитики полагают, что согласованная транзитно-тарифная политика Москвы, Минска и Вильнюса в сочетании с нефтетранзитными возможностями Калининградской области могут реанимировать разработанный еще в первой половине 1970-х проект нефтепровода от северного участка нефтепровода "Дружба", точнее из северного района Витебской области через Литву в калининградские порты. Во-первых, эта артерия позволит более чем на четверть сократить транзит российской нефти через Украину. А во-вторых, трубопроводный нефтетранзит по маршруту Беларусь - Литва - Калининград с ответвлением в Польшу минимум вдвое короче, чем по украинской территории в направлении Польши. Но пока этот проект ждет своего часа...
Портовые же условия в Калининградском регионе зачастую менее конкурентноспособны, чем у литовских и латвийских соседей. Вдобавок эти соседи активно реконструируют свои терминалы для удобства перевозчиков и ускорения портовой обработки грузов. Подобные обстоятельства являются главными факторами, сдерживающими переориентацию не только белорусских, но и российско-белорусских грузоперевозок на балтийско-атлантическом направлении с портов стран Балтии на калининградские порты.
Как отметил атташе по экономическим вопросам посольства Литвы в Беларуси Эдвинас Каминскас, Литовские железные дороги снизили тарифы на доставку технической соли и калийных удобрений из Беларуси в Клайпедский порт - до трети от прежней стоимости. Такая льготная политика будет проводиться и впредь. А гендиректор "Беларуськалия" Валерий Кириенко и министр путей сообщения и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис договорились об увеличении в нынешнем году экспорта белорусских калийных удобрений через Клайпедский порт в 1,6 раза - до 3,6 млн тонн. В этой связи, по данным Э. Каминскаса, Литовские железные дороги предлагают "Беларуськалию" подписать долгосрочный договор, по которому тариф будет тем ниже, чем больше грузов перевозится.
А вот мнение гендиректора Клайпедского государственного морского порта Эугениюса Гентвиласа: "Недавно я был на конференции в Калининграде, где встречались портовики и железнодорожники региона. Россияне говорили, что рано или поздно российские грузы пойдут только через российские порты. Считаю это реальным не полностью, но в большой степени. В такой ситуации все балтийские порты вступают в очень жесткую конкурентную борьбу, особенно за белорусские и российские грузы". Гендиректор Клайпедского порта обратил также внимание на недавнее высказывание премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского о том, что Беларусь будет выбирать, какой из портов Балтики предложит наиболее благоприятные условия для экспортно-импортных грузов республики. Э. Гентвилас, комментируя белорусскую позицию, подчеркнул, что "Клайпеда пока выигрывает по белорусским грузам. Из 5,5 млн тонн калийных удобрений, которые Беларусь планирует экспортировать в 2010-м, почти 4 млн тонн пройдут через Клайпедский порт".
Тем временем в России к осени 2010-го разработан проект более конкурентоспособного порта Калининградской области, а именно глубоководного порта на полуострове Бальга. Инвестиционная стоимость нового порта - 28 млрд руб., а припортовой инфраструктуры - 71 млрд руб. Но, как заявил гендиректор ФГУП "Росморпорт" Игорь Руссу, "пока не принято окончательного решения по этому проекту".
Словом, конкурентоспособность российско-белорусско-литовского коридора на Калининград зависит от многих взаимосвязанных факторов. В том числе от уровня портовых сборов в калининградских портах, их пропускной способности и от согласованной тарифной политики железнодорожных ведомств.