12.11.2010 00:20
Общество

Новые стандарты образования начали внедряться в начальной школе

Новые стандарты образования начали внедряться в начальной школе
Текст:  Ирина Борисова
Российская газета - Экономика: Национальные проекты №256 (5335)
Читать на сайте RG.RU

Разработка новых стандартов для всех уровней образования - одно из самых важных направлений работы минобрнауки. Пока что полностью готовы стандарты для начальной школы. И уже 200 тысяч учеников начальных классов в экспериментальных регионах с этого года по ним учатся.

Чем новые стандарты отличаются от старых? Они предъявляют более серьезные требования к информационной среде школы. Благодаря нацпроекту "Образование" все российские школы оснащены компьютерами и выходом в Интернет. Только сейчас цифровой техники школам понадобится намного больше. Стандарты предполагают, что ребенок должен не только владеть компьютером, но и уметь пользоваться диктофоном, видеокамерой. К примеру, ученик четвертого класса обязан знать как набирать на компьютере тексты не только на русском, но и иностранном языке, а также сканировать и рисовать.

Стандарты заставляют увязывать содержание предмета с реальной жизнью или практикой, требуют более плотного взаимодействия учителей с родителями и главное - по каждому виду деятельности в них расписаны ожидаемые результаты.

К примеру, если речь идет о духовно-нравственном воспитании, то учитель должен не только дать ученику понятия элементарных социальных знаний, объяснить, что такое общественные нормы, одобряемые или не одобряемые правила поведения, но и сформировать у ученика позитивное отношение к тому, что считается благом. В таком предмете как литературное чтение главной задачей будет не скорость слов в минуту (хотя и это важно), а умение осознанно читать текст, искать в нем нужную информацию, анализировать прочитанное. Писать придется не только сочинения и диктанты, но и sms-сообщения, и электронные письма.

Огромное значение в стандартах отводится воспитанию и досуговой работе. Эти стандарты, собственно говоря, уже предусматривают переход к школе "полного дня", когда внеурочная работа считается частью образовательного процесса. К внеурочной деятельности, напомним, относятся экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, олимпиады, школьные научные сообщества, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования.

Если школа не имеет свободных помещений или кадров для такой деятельности, она может привлекать к сотрудничеству центры творчества, спортивные школы, другие досуговые учреждения. Время, которое отведет школа на внеурочную деятельность, учитывается при определении объемов финансирования. Учебным заведениям предлагается перейти на новые модели оплаты труда, которые будут учитывать такие "мелочи", как собрания или походы в кино.

Уже разработаны проекты современных зданий школ, которые должны включать в себя необходимую инфраструктуру. А для старых типовых зданий разработаны проекты пристроек-трансформеров со спортивными и танцевальными залами, буфетом, раздевалками и тренерскими комнатами.

Новые стандарты позволяют школе выбрать учебную неделю - пяти или шести- дневную. Но в первом классе в любом случае продолжительность не должна быть больше пяти дней, и в общей сложности 33-х недель. По желанию администрации и родителей можно ввести дополнительную неделю каникул. Урок в первом классе длится 35 минут, со второго по четвертый - 35-45 минут - на усмотрение школы.

Теперь все достижения учеников по разным предметам собираются в портфолио. По русскому языку и литературе это могут быть сочинения, аудиозаписи ответов, иллюстрации к прочитанным произведениям. По математике - цифровые диктанты, записи решения познавательных задач, рисунки к упражнениям. По физкультуре в портфолио можно положить листок самоконтроля упражнений ученика. Содержание портфолио учитывается при аттестации педагогов.

Родителям учеников, которые с этого года перешли на новые стандарты, придется ходить в школу чаще обычного. В школе их могут пригласить на родительскую конференцию, психологическую игру, собрание-диспут, лекторий, в семейную гостиную, на "круглый стол", а также на родительский семинар и педагогический практикум.

Прямая речь

Гузел Мухаметзянова, директор института педагогики и психологии профобразования Российской Академии образования:

- Сейчас в сфере начального и среднего профобразования создается национальная система классификаций и очень скоро будет создан новый перечень специальностей, которые нужны производству. Многие специальности объединятся. Классификации будут учитывать требования профстандартов по крупным группам специальностей. А разрабатывают эти профстандарты сами предприниматели. И 50% времени в программах подготовки предполагается отвести на изучение требований производства. Если раньше мы выпускали специалиста, который все знал, но станок включить не мог, то сейчас теоретических знаний потребуется меньше, а умений - больше. Выпускника надо подготовить так, чтобы он мог сразу включиться в работу. Успешные учебные заведения должны быть "пристегнуты" к производству, а слабые будут объединяться, становиться многопрофильными и главное - мобильными, предлагая новые программы. Будущее - за ними. Кто-то, конечно, останется и за бортом. Кто даже не сможет написать программы по новым профстандартам.

Образование