12.11.2010 12:15
Культура

В ЦДХ открылась Всероссийская выставка "Молодые художники России"

В Центральном Доме художника открылась Всероссийская выставка "Молодые художники России"
Текст:  Оксана Головко
Читать на сайте RG.RU

Всероссийская выставка молодых художников проводится с шестидесятых годов прошлого века, правда, тогда она была в статусе Всесоюзной. Ее организаторы - Союз художников России, министерство культуры и Российская академия художеств.

В советские времена, несмотря на давление идеологии, у молодых художников все-таки была возможность спокойно заниматься выбранной профессией. Существовали художественные комбинаты, Союз художников являлся крепкой государственной структурой, у которой была реальная возможность поддерживать начинающих… Подобные выставки были исключительно творческим отчетом. Сегодня важность Всероссийской выставки еще и в том, чтобы показать молодым участникам, которые часто оказываются перед мучительной дилеммой: или заниматься творчеством или, в ущерб ему, пытаться заработать на жизнь, - что их работа востребована, интересна и не нужно оставлять ее.

Выставка действительно получилась обширной, и по масштабному географическому охвату, и по разнообразию представленных  видов искусства: это живопись, графика, плакат, скульптура, иконопись, монументальное, театральное, декоративно-прикладное и народное искусство. В  одних залах, а порой и на одной стене, можно увидеть произведения абсолютно разных художников. Так, рядом с работами тех, кто продолжает традиции русского реализма XIX века, - картины, где главным становится стилизация, декоративность.

Одна из тем, возникающих в картинах экспозиции, - то, как преображает окружающую нас реальность искусство, делая ее объемнее, ярче, затейливее (Олег Васильев - "Петербург", Захар Макаров - "Кружевница"). Еще одна тема - тема деревни, для кого-то из художников - это стремление через знакомый эпизод современной деревенской жизни нащупать связь времен, ту связь, которая сегодня может прерваться (Виталий Графов - "Деревенский дворик"), для кого-то - посмотреть, будто со стороны, на кажущийся незнакомым мир (Ирина Филатова - "В деревне").

Некоторые художники возрождают чуть было не исчезнувшую традицию творческих поездок, после которых, на основании реально увиденного и прочувствованного создаются произведения. Такие, как "Блокпост", "Дорогами Чечни" Максима Фаюстова. Это не постановочные работы на тему современной войны, а то, как увидел ее художник собственными глазами.

По-особенному звучит у молодых художников тема Великой Отечественной войны. Для внуков и правнуков победителей она - не пафосный глянец предперестроечных времен, а нечто кровно - близкое, личное, тесно связанное с их жизнью (Альберт Солтанов "Первая весна без деда", Евгений Литвинов "Прадед", Екатерина Камышина "Тишина").

Немного иначе воспринимается и тема церковной жизни, художники стали подходить к ней более личностно. Так, воскресный поход в храм для многих перестал быть экзотикой, превратившись в необходимость и вместо высокопарных живописных заявлений можно увидеть зарисовку привычной и знакомой жизни, как например, в работе Анны Боганис "К причастию".  

Выставка еще раз продемонстрировала: художественная жизнь в России развивается, и выпускники художественных вузов, несмотря на всевозможные трудности, все-таки остаются верными выбранной профессии. Ведь можно, благодаря все той же силе искусства, проникнуть сквозь любую стену (Юрий Шведов - "Стена", Ксения Заварзова - "Телевидение в городе").

Актуальное искусство