Правильно управляя транспортными потоками, можно повысить пропускную способность существующих дорог на 15-20 процентов. И без огромных капиталовложений в дорожную структуру.
Такой прогноз дал замминистра транспорта Сергей Аристов, выступая на форуме, посвященном интеллектуальным транспортным системам. Но для этого надо заняться созданием единой национальной платформы интеллектуальной транспортной системы, которая будет постоянно развиваться и совершенствоваться. Минтранс уже приступил к разработке концепции интеллектуальной транспортной системы.
Сейчас трудно оценить, сколько будет стоить такая система, ведь в нее постоянно придется вкладывать деньги, чтобы обновлять. На первом этапе это не меньше 100 миллиардов рублей, считают эксперты. Аристов подтвердил капиталоемкость этого проекта, сказав, что реализовать его можно только с участием бизнеса, государства, науки. Необходимо использовать и зарубежный опыт, чтобы снизить затраты на разработки: того, что уже сейчас эффективно работает. В Японии "умные дороги" начали развивать еще в 1973 году, в Америке - в 1991-м. У нас до недавнего времени только говорили о необходимости создания таких дорог. Но вот в Мурманской области в этом году уже появились первые участки дорог, где есть датчики, реагирующие на аварии, и миниметеостанции, которые информируют водителей о возможных погодных катаклизмах. В 2011 году на 80 километрах мурманских трасс появятся и приборы, которые будут контролировать состояние дорожного полотна. По их данным можно будет принимать решение о ремонте дороги.
Конечно, основная задача интеллектуальных транспортных систем - увеличить пропускную способность дорог. Но при этом нельзя забывать об оперативном контроле движения, особенно общественного транспорта, возможностях проведения электронных платежей за проезд. Не обойдутся умные дороги без использования ГЛОНАСС при определении места аварии, управлении транспортными потоками. По мнению экспертов, сначала крупные города будут охвачены такими умными дорогами. В России миллион километров дорог, поэтому сразу внедрить такую систему на всей территории будет очень проблематично.
В городах, где уже сейчас автомобилисты стоят в пробках, поможет внедрение системы car to car - машина машине. Это когда информация о затруднениях, ремонте дороги, аварии от одного автомобиля передается другому, минуя водителя. Если, например, в левом ряду произошла авария или идет ремонт, то автомобиль получит информацию от другой машины, что лучше ехать по правому ряду, это позволит сэкономить время. Также можно будет рассчитать и оптимальную скорость движения, найти пути объезда. Фактически речь идет об устранении возможных ошибок человека на дороге, так называемом человеческом факторе. Это позволит уменьшить число аварий, сохранить человеческие жизни.