15.11.2010 00:40
Экономика

Сергей Собянин распорядился заменить бетонные заборы в Москве на "прозрачные"

Бетонные ограждения должны заменить на прозрачные
Текст:  Ольга Игнатова Ирина Огилько
Российская газета - Столичный выпуск: №257 (5336)
Читать на сайте RG.RU

Мэр Москвы Сергей Собянин распорядился заменить бетонные заборы в городе на "прозрачные": "Пусть все безобразия, которые творятся за ними, будут видны всем", - объяснил он. Корреспонденты "РГ" попытались заглянуть, что же в самом деле происходит за этими ограждениями, которые и в самом деле в Москве можно встретить чуть не на каждом шагу.

Выяснилось, что прежде всего за бетонными заборами находятся промышленно-коммунальные зоны. Их, по данным департамента науки и промышленной политики, сейчас в столице 70. Занимают они площадь в 21 тысячу гектаров, или пятую часть от всей территории города. Ставить заборы вокруг них начали в 70-80-е годы прошлого века. По стоимости бетонные плиты почти вдвое дешевле, чем решетки, которые надо регулярно подкрашивать и ремонтировать. К тому же бетонную плиту не распилишь и не унесешь. Вот и начали огораживать все, что возможно, надежным износостойким бетоном.

...Одна из самых больших промышленно-коммунальных зон находится на севере Москвы. Занимает она всю Ижорскую, Вагоноремонтную улицы, а также часть Лобненской улицы. Общая площадь превышает 330 га. Центральное место в ней отведено ТЭЦ-21, снабжающей теплом жителей Северного округа, а также прилегающей части Подмосковья. Идем от ТЭЦ правее. Вот некое ЗАО, въезд в которое преграждает автоматический шлагбаум. Ворота открыты. Туда-сюда снуют какие-то грузовички. Но что они там делают, понять невозможно. Дальше, на пригорке, спецстоянка для брошенного транспорта, который эвакуируется за древностью лет из московских дворов. За ней начинается вообще глухой желтый забор с навечно, по-видимому, закрытыми воротами. Нигде ни одного указания, какое же предприятие находится за ним. Единственная возможность заглянуть внутрь - щель между стыками бетонных плит. Щель небольшая, поэтому видно не очень многое: какие-то проржавевшие трубы довольно большого диаметра. Ломаем голову: склад, что ли, или трубы лежат еще с советских времен? Дальше встречается вполне понятный объект - станция дезинфекции. Туда обычно привозят лиц без определенного места жительства. Вагоноремонтная улица также сплошь огороженная заборами. Здесь очередные автоЗАО, хранящие зачем-то массу прогнивших насквозь грузовых машин. Все хозяйство перемежается бесконечными шиномонтажами, автомойками, фирмами, торгующими гипсокартоном, сантехническим оборудованием, расходными материалами для ремонта и даже природным камнем шунгит. А вот - явно давно прекратившее свое существование предприятие, тем не менее обнесенное новым чугунным забором, через который просматривается вся территория. Внутри явно идет работа по очистке территории. Судя по всему, кто-то взял в аренду территорию почившего завода, начал разбирать старые цеха и строит на их месте что-то новое.

Нередко для большей неприступности глухие серые плиты сверху украшает колючая проволока. Например, такой забор с "колючкой" опоясывает обычную автостоянку на Очаковском шоссе в районе промзоны Очаково-Матвеевское. На параллельной Очаковскому шоссе улице Генерала Дорохова за высокими заборами располагаются завод полимерных материалов, склады, логистические центры. За одним из заборов мы не увидели ничего, кроме высокой сухой травы, стаи брешущих собак и гор бытового мусора.

Такие промышленные территории есть практически во всех округах Москвы. В частности, на западе крупные промзоны расположены в районах Дорогомилово и Фили, на северо-востоке - в районе Хорошево-Мневники, вокруг Магистральных и Силикатных улиц, на юге - бывшая территория завода ЗиЛ, Южный порт в районе станции метро "Печатники" и Каширского шоссе. Их осмотр лишь дополнил первоначальные впечатления. В частности, на ряде территорий мы обнаружили какие-то сараи, используемые, скорее всего, как склады. Что на этих складах, выяснить не удалось.

По словам пресс-секретаря департамента науки и промышленной политики Владимира Мироненко, уже одобрена концепция по сокращению территорий промзон до 7,5 тысячи гектара. Столько необходимо науке и промышленности города, остальное будет застроено жилыми домами или преобразовано для других нужд города. "В Москве сейчас примерно треть предприятий нерентабельна, еще одна треть требует модернизации, и лишь оставшиеся нормально функционируют", - рассказал Мироненко. На вопрос корреспондента "РГ", как департамент будет претворять идею мэра по замене бетонных ограждений в жизнь, он ответил, что никаких бумаг или распоряжений из городской администрации не поступало, финансирования из городского бюджета на эти цели не было, а сами предприятия вряд ли потянут дополнительное бремя после кризиса. Впрочем, в Москомархитектуре уверены, что собственникам постараются минимизировать расходы, а самому предприятию нужно будет оплатить только изготовление забора и его установку.

Неожиданно выяснилось, что в Восточном округе префектура даже предвосхитила идею мэра и еще в прошлом году обратилась с просьбой заменить по возможности бетонные заборы.

- У нас есть сверхсекретное предприятие "Салют", где руководство давно заменило бетонный забор на кованую решетку. А когда забор заменили, пришлось облагораживать территорию, ведь чистота - это и плюс к имиджу, - пояснил пресс-секретарь префектуры Восточного административного округа Андрей Иванов. - В итоге этот промышленный двор победил в городском конкурсе по благоустройству территорий. Сейчас бетонные заборы меняет на решетки также "Московский электродный завод".

Экономика Москва Столица