За прошедший год только в Москве открылось сразу полтора десятка контор, зарабатывающих на прокате автомобилей. Годовой оборот этого рынка приближается к отметке 40 млн долларов. В целом, российский рынок услуг проката автомобилей характеризуется экспертами как зачаточный, но динамично развивающийся: его рост оценивается примерно на 20-30% в год. Совокупный размер автомобильного парка прокатных компаний сегодня составляет около 10 тыс. автомобилей, причем большая его часть сосредоточена в Москве и Подмосковье. Столичный парк прокатных машин (как отечественных, так и иномарок) насчитывает сегодня около 6 тыс. единиц.
По оценкам экспертов "Рольфа" и "Элекс-Полюса", прокатный автомобиль эксплуатируется минимум 280 дней в году. "Средняя чистая выручка одного дня проката отечественного автомобиля составляет 50 долларов, - отмечает генеральный директор "Элекс-Полюс прокат авто" Юрий Львов. - Таким образом, выручка с одного автомобиля в год составляет около 9 тыс. долларов. Даже с учетом эксплуатационных расходов на второй год можно уже говорить о прибыли. Очевидно, что прокатный бизнес может приносить неплохие доходы".
Несмотря на "эмбриональное" состояние российского рынка автомобильного проката, уже произошла его сегментация. Каждая из компаний делает ставку на определенную целевую аудиторию. В последние два года бизнес по предоставлению в аренду автомобилей строго разделился: одни компании сдают в прокат машины отечественного производства, другие - специализируются исключительно на иномарках. Прокатом отечественных автомобилей занимаются компании "Элекс-Полюс", "Инком-Лада" и около десятка мелких прокатных контор. Прокат иномарок представлен несколькими группами компаний. Первая категория - российские фирмы, купившие франшизу у международных компаний: "Avis-Москва", Hertz Rent-a-car, "Ольга-Sixt". Вторая - прокатные компании, входящие в структуру крупных автомобильных дилеров: "Рольф-Прокат" и "Европкар-РУС". Третья категория - независимые российские фирмы, длительное время работающие на отечественном рынке проката автомобилей: Global National, "Гринлайн", "Скарлет". Замыкают список малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей: "А.М. Рент", Delta rent-a-car и другие.
В последние годы пункты проката автомобилей начали открываться при техцентрах зарубежных автопроизводителей, например "Автоцентр Skoda". Их основная функция - предоставление машин на время ремонта своего автомобиля. Особое место занимают компании типа "Лимузин-сервис", специализирующиеся на обслуживании торжественных мероприятий.
В число лидеров рынка проката иномарок, по мнению большинства экспертов, входят "Рольф-Прокат", "Европкар-РУС" и Hertz, каждая из которых занимает, по разным оценкам, от 10% до 17% рынка. Таким образом, первые позиции на рынке автомобильного проката занимают компании-"дочки" крупных автомобильных дилеров. "Преимущества подобных фирм перед конкурентами очевидны: они получают автомобили от своих материнских компаний со значительными скидками, пользуются собственными базами по ремонту и обслуживанию автомобилей, их стоянки и офисы расположены на территории родственных дилерских центров", - отмечает руководитель Skoda Auto Russia Петр Янеба.
Как правило, машину напрокат берут москвичи или жители Подмосковья, временно оставшиеся без средства передвижения. "Более 85% клиентов - это люди, проживающие в Московском регионе, - рассказывает генеральный директор "Инком-Лада" Алексей Бирюк. - Именно поэтому, на мой взгляд, нет смысла открывать свои офисы в аэропортах. Среди клиентов "иномарочных" прокатных контор процент иностранцев несколько больше, но и в этих компаниях доля клиентов-россиян начала существенно расти".
По результатам исследования компании "Рольф-Прокат", отечественных клиентов, пользующихся прокатными услугами, можно условно разделить на представителей среднего класса (чей доход составляет более 1,5 тыс. долларов в месяц на одного члена семьи) и массовых потребителей, имеющих доход на члена семьи от 500 долларов в месяц.
Наличие последней категории свидетельствует о наметившейся тенденции к популяризации услуги проката автомобилей. Это особенно актуально сейчас, когда крупные прокатные компании пока сосредоточились не на рекламе своих торговых марок, а на пропаганде самой услуги. "Людям пока не приходит в голову решать свои транспортные проблемы, обращаясь в прокатную контору, - отмечает г-н Львов. - Поэтому в большей мере мы продвигаем саму услугу "прокат авто", а уже потом название собственной фирмы. В какой-то степени в этом случае мы льем воду и на мельницу конкурентов, но сегодня надо внедрить идею автомобильного проката в массы, поэтому такую политику мы на данном этапе считаем оправданной".
Так, одной из основных причин, тормозившей развитие бизнеса по прокату автомобилей, до недавнего времени считалась криминогенная обстановка в стране. Сегодня, когда фирмы-арендодатели нашли возможность проверять клиентов по базе данных МВД, количество угонов и серьезных ДТП с участием прокатных машин снизилось на 50%. Крупные конторы, несмотря на усилившуюся конкуренцию, пытаются совместно решать возникающие проблемы. Недавно была создана Ассоциация прокатных компаний. Ей предстоит бороться с угонами автомобилей путем обмена информацией о недобросовестных клиентах, проводить совместные рекламно-информационные кампании. Планируется даже переадресовывать клиентов в другую контору в случае отсутствия у фирмы - участника ассоциации автомобиля требуемой марки или класса.