16.11.2010 00:20
Общество

Депутаты предлагают повысить статус художественного образования

Депутаты предлагают повысить статус художественного образования
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (5337)
Читать на сайте RG.RU

В начальной школе со следующего учебного года вводятся десять внеурочных часов, которые могут быть отданы музыке, танцам, живописи.

Госдума предлагает внести изменения в законы, которые касаются повышения статуса художественного образования. Должно ли оно перейти из разряда дополнительного в обязательное? Сколько музыкальных школ надо сегодня России? И как поддержать педагогов-энтузиастов? Об этом корреспондент "РГ" беседует с председателем Комитета Госдумы по культуре Григорием Ивлиевым.

Российская газета: Григорий Петрович, в новых федеральных стандартах большое внимание уделено дополнительному образованию. Поможет ли это поддержать систему художественного образования в стране?

Григорий Ивлиев: Конечно, нет. В новых стандартах акцент сделан на факультативных занятиях. Но, по моему мнению, художественное образование должно стать обязательной частью общего образования. И не с теми уродливыми уроками рисования или музыки, которые есть сейчас. Это самое важное. Между музыкальным кружком и музыкальной школой - принципиальная разница. В школе есть программы, планы, требования к результатам. Туда отбирают учеников. А в кружок ты можешь ходить всю жизнь, даже если тебе медведь на ухо наступил.

Дети в школах искусств получают, по сути, предпрофессиональное образование, без которого невозможно поступить в училище, консерваторию или творческий вуз. Мы предложили поправки о том, что детские школы искусств должны получить статус учреждений "дополнительного предпрофессионального образования" со своими программами, системой отчетности.

И для этого не нужно дожидаться принятия нового закона "Об образовании". Да, в его проекте есть наконец-то отдельная глава, посвященная образованию в сфере культуры и искусств. Но пока он будет принят, мы можем потерять целую ступень традиционной схемы: школа искусств - специализированные средние учебные заведения - творческие вузы.

РГ: А по каким стандартам будут работать творческие учреждения? Ректор ВГИКа, допустим, не представляет себе, как его вуз может перейти на двухуровневую систему.

Ивлиев: К счастью, опасения многих творческих вузов оказались напрасными. По большинству программ подготовки остается традиционный специалитет. Двухуровневая система распространяется в основном на экономических, продюсерских факультетах. Очень беспокоит, что специализированные школы, такие как Центральная музыкальная школа при консерватории, балетные училища, где дают и профессию, и общее образование, вынуждены сегодня учиться по типовым программам. Не может человек, который занимается танцами или музыкой шесть часов в день, осваивать программу по тем же методикам, что и в обычной школе! Там к 11-му классу он получает лишь аттестат, а в балетном училище - еще и профессию "артист балета".

РГ: А хочешь иметь высшее образование, надо проучиться в академии еще два года - станешь "артистом балета - бакалавром". Как вам это?

Ивлиев: Соблюдать стандартные требования для многих творческих профессий просто нереально. Мы подготовили законопроект об интегрированном образовании в таких учебных заведениях, который учитывает их особенный статус.

РГ: Какова судьба документа?

Ивлиев: Разослали по всем ведомствам, ждем реакцию минобрнауки и готовимся к встрече с руководством министерства. Разговор будет нелегким: чиновники ссылаются на стандарты. Правда, обещают, что наши предложения будут учтены в новом законе "Об образовании". Но все ли и в каком объеме - вот что меня волнует.

РГ: А вам не кажется, что многие беды от того, что творческие учебные заведения разделены между двумя ведомствами - минкультом и минобром?

Ивлиев: Возможно. В свое время деление было случайным. Сейчас сфера образования финансируется лучше, чем культура, но в минкультуры, наверное, лучше понимают специфику таких учебных заведений. А сейчас получается, что преподаватель детской школы искусств, имеющий высокую квалификацию, прошедший все три ступени классического творческого образования, получает меньше, чем учитель в общеобразовательной школе.

РГ: Вы ведь педагог по профессии. Интересно, в той школе, где вы работали, были уроки музыки?

Ивлиев: Я преподавал несколько лет в Максаковской восьмилетней школе, в Рязанской области. Так там учительница математики играла на мандолине, она музыку и преподавала. К сожалению, и сейчас во многих школах, в том числе и в школах искусств, ситуация такая же: какой инструмент имеется, на том и учат играть. Законодательство абсолютно не учитывает особенности художественного преподавания. Нельзя перераспределить средства ни на муниципальном, ни на областном, ни на федеральном уровне. Допустим, одна школа находится в богатом районе, а другая - в бедном. И передать свободные средства нуждающимся запрещает закон.

Мы говорим о том, что надо создавать единое культурное пространство, но условий для этого пока нет. Выживает тот, у кого есть средства. Хорошую школу открыли недавно в Ханты-Мансийске, а, к примеру, в Иваново или Брянске нет денег даже на скромный вариант.

РГ: "РГ" рассказала об учителе-энтузиасте из чувашского села Три избы, который строит на собственные деньги школу искусств. Просторное здание почти готово. Осталось завершить отделку, купить оборудование. А местные власти разводят руками - по закону частнику помогать не положено. Как быть?

Григорий Ивлиев: Я читал эту публикацию. Александр Семенов - идеалист, когда говорит, что хотел бы сделать образование в своей школе искусств бесплатным. Кто-то в любом случае должен купить музыкальные инструменты, аудиотехнику, кисти, краски, бумагу, холсты, оплатить труд педагогов. И его личных средств для всего этого не хватит. Ясно, что таким увлеченным людям нужна господдержка. Но в каком виде? Этой весной Госдума приняла закон о социально ориентированных некоммерческих организациях. Будет подготовлен перечень социально ориентированных организаций, которые занимаются благотворительной деятельностью в сфере культуры, здравоохранения и социального обеспечения и которые смогут получить поддержку из бюджета. Сейчас идет работа над созданием перечней таких организаций и внесением поправок в налоговое законодательство.

РГ: Получается, в бюджете Чувашии можно будет записать: "Выделить миллион рублей школе искусств Семенова"?

Ивлиев: Не совсем так. Он должен будет зарегистрировать свою школу как социально ориентированную некоммерческую организацию и только тогда претендовать на роль получателя определенных бюджетных средств на осуществление деятельности НКО.

РГ: Но в дотационных регионах вряд ли захотят делиться деньгами со сферой культуры.

Ивлиев: Вот для того, чтобы не было такого местечкового подхода к решению проблем образования и культуры, министерству культуры необходимо разработать и принять государственную программу поддержки детских школ искусств, которая может получить государственное финансирование. Бюджетные средства из этой программы можно будет направлять регионам в виде субсидий либо покупать за федеральный счет оборудование для школ. В России сегодня 5600 детских школ искусств, где занимается всего 11 процентов детей. Это ничтожно мало. За последние пять лет 200 школ закрылись, родители возят детей на занятия за десятки километров от дома! Даже в благополучной Москве школ не хватает.

Да, есть какие-то формы художественного образования в обычных школах, гимназиях, но успешны они только там, где работают энтузиасты. Знаете, о чем в первую очередь в школах просят депутата или важного гостя? "Помогите купить музыкальные инструменты!" Вот совсем недавно покупал для одного из сел в глубинке баян, он стоил 60 тысяч рублей. Рояль - в десять раз дороже. Чтобы открыть детскую школу искусств, нужно приобрести хотя бы 5-6 пианино, рояль для концертов, баяны, аккордеоны...

РГ: Интересно, а много среди депутатов профессиональных музыкантов, художников, артистов?

Ивлиев: Их немного, и почти все они работают в нашем комитете. Это Николай Расторгуев, Елена Драпеко, Светлана Захарова.

мнения

Ленар Володин, директор детской музыкальной школы им. В. Калинникова:

- Не понимаю, почему музыкальные школы относят к системе дополнительного образования? До 1992 года мы вообще входили в систему детских садов и яслей. Разве Валерий Гергиев получил дополнительное образование? Есть и другие проблемы. Большинство музыкальных инструментов изношено на 100 процентов. Стоимость хорошего инструмента - 30-35 тысяч. Возьмите хотя бы свистульку или "блок-флейту". На ней можно учить ребенка начиная с 4 лет. Такой инструмент должен стоить пять рублей, но простейшие китайские дудочки стоят 200-300 рублей. А, к слову, баян "Юпитер" - 450 тысяч.

Зоя Шаповалова, учитель музыки, завуч центра образования N 218, Москва:

- В нашей школе преподается музыка, изобразительное искусство, ритмика. Я думаю, всех этих часов для начальной школы достаточно. Если увеличивать обязательные часы на художественное образование, сразу встанет вопрос - где взять преподавателей? Может, старшеклассники с удовольствием и ходили бы на уроки танцев, ведь они все равно берут их у репетиторов перед выпускными вечерами, а ребята в средней школе - на уроки музыки, но кто с ними будет заниматься? Причина - опять же в кадрах, окладах, особенно в российской глубинке, и слабой материальной оснащенности школ. В свое время я работала в школе с эстетическим уклоном, где были совмещены музыкальная и обычная школы. Музыкальное образование там было единой частью учебного процесса, и это был прекрасный опыт.

Борис Любимов, ректор училища им. Щепкина:

- Одно из самых больших завоеваний нашей страны - художественное образование. Оно корнями уходит очень далеко: Театральному училищу имени Щепкина исполнилось 200 лет, а ГИТИС только что отпраздновал 132-летие. Школа-студия МХАТ открылась в труднейшем 1943 году. Я не думаю, что финансовый кризис тогда был меньше, чем сейчас. Оказалось, творцы нужны.

Владимир Малышев,

ректор ВГИКа:

- Все нововведения почему-то усложняют нам жизнь. Планируется на вступительные экзамены допускать общественных наблюдателей, в том числе родителей. Я представляю: идет творческое испытание актеров, заходят 15 родителей. У мастера свое видение, он набирает мастерскую. А мама говорит: "Мой Петя все равно хорошо поет! Берите его!"

Образование