Евгений Коротышкин - капитан сборной России по плаванию, действующий рекордсмен мира на стометровке баттерфляем в коротких бассейнах, подопечный итальянского специалиста Андреа ди Нино, соперник и преследователь самого титулованного пловца современности американца Майкла Фелпса.
После отмены скоростных комбинезонов рекорд Коротышкина на сотне "баттом" (48,48 секунды), установленный еще в костюмную эру на этапе Кубка мира 2009 в Берлине, не побьют как минимум год. Именно столько времени сам Евгений дает себе и своим конкурентам на разгон в тканевых шортах. А пока у Жени совсем другие планы, о которых он рассказал корреспонденту "РГ".
Пресс болел от смеха
Российская газета: Евгений, в этом году ты участвовал только в двух кубковых стартах - в Берлине и Москве. Дважды выигрывал заплывы на своей любимой стометровке. Нет желания попробовать пройти все семь этапов, побороться за место в общем зачете?
Евгений Коротышкин: В этом сезоне передо мной стоят другие задачи. А вообще участвовать в Кубке мира достаточно интересно. Года два назад я съездил на пять этапов из семи. Соревнования проходили весело. Иногда смеялись с ребятами так, что пресс начинал болеть. Обстановка очень раскрепощенная, потому что никто не ждет друг от друга мегарезультатов. Может, в предолимпийский год попробую выступить на всех этапах. Но сейчас моя цель - выиграть чемпионат мира, который в конце года пройдет в Дубае. На это направлены все силы, сконцентрирована вся подготовка.
РГ: Не все спортсмены поняли решение тренерского штаба отправить на ноябрьский чемпионат Европы и декабрьский чемпионат мира две разные по составу команды. Некоторые пловцы убеждены, что поездка в Европу была бы отличной разминкой. Что скажешь ты?
Коротышкин: Если рассматривать турнир в Эйндховене как простартовку, то российские спортсмены топ-уровня не должны бриться перед заплывами, то есть не должны выступать в полной готовности. А в таком случае они будут занимать места статистов. Грубо говоря, в финалы выйдут все. Если же выходить на пик формы к чемпионату Европы, то тогда уже чемпионат мира нельзя рассматривать как основной старт. В этой связи наша федерация плавания сделала ход конем. Предоставила возможность третьим-четвертым номерам показать себя в европейском бассейне, дала им стимул, мотивацию. А участие лидеров сборной в чемпионате Европы может даже повредить в подготовке к чемпионату. Хотя тут все зависит от индивидуального подхода и настроя спортсмена. Некоторые, например, не видят себя на чемпионате мира, поэтому предпочитают занять призовое место на Европе. Многим спортсменам и тренерам свойственно сомневаться. Коленки дрожат.
Вдогонку за Фелпсом
РГ: Но не у тебя?..
Коротышкин: В Италии я готовлюсь среди лучших спортсменов высшего уровня и, естественно, ставлю самые высокие задачи. Иначе нет смысла плавать.
РГ: Говорят, твой тренер Андреа ди Нино специально создал свою группу, чтобы совместными усилиями побороть непотопляемого Майкла Фелпса.
Коротышкин: А что - в этом есть смысл. Спортсмены уровня чемпионов и призеров Олимпийских игр каждый день собираются на тренировку и в буквальном смысле провоцируют друг друга на результат. Допустим, ты приходишь в бассейн без настроения, без желания залезать в воду и вдруг видишь своего спарринг-партнера - по-спортивному злого, с горящими глазами, готового с тобой побороться. В этом момент пробегает озорная мысль: "Ах ты собака такая, сейчас я тебе покажу, как надо". И тут начинается настоящая драка в воде. Мало бывает дней, когда оба спортсмена приходят уставшие и просят тренера отменить занятия.
РГ: С тобой такое случалось?
Коротышкин: Как-то раз мы с сербским пловцом Милорадом Чавичем оба были не в форме. В полудреме утром надели очки, идем навстречу друг другу и, не сговариваясь, начинаем напевать песенку: "I don t wonna work today, вaby, I just want to play", что в переводе означает: "Детка, не хочу cегодня работать, хочу просто развлекаться". После разминки я окончательно понял, что мертвый. Чавич тоже вылез из воды: "Я тону. Не знаю, как ты, но я пошел домой". А потом у нас взяли анализ крови, который показал, что в тот конкретный день нагрузки действительно были не нужны. Врачи нас даже похвалили. Здорово, мол, что можете чувствовать свой организм.
РГ: Как у вас все серьезно. Без справки отгул не получишь.
Коротышкин: На самом деле такой медицинский и информационный подход помогает спортсмену и тренеру. Если не чувствуешь сам, врачи подскажут, что не нужно переступать через себя, терпеть и делать эту тренировку. Все специалисты работают сообща. От диетолога, например, получил нагоняй после летних каникул. Он опять же посмотрел мой анализ крови и сделал неутешительные выводы: "Это кровь не спортсмена. Слишком много холестерина". Сейчас сижу на строгой диете. Хоть жир и повышает плавучесть, он также повышает колебания тела в воде, а это замедляет скорость.
РГ: Кстати, о скорости. Догнать и обогнать Фелпса - это сильная мотивация?
Коротышкин: Если честно, вовсе не в Фелпсе дело. Когда ты выходишь на старт чемпионата мира, представляешь целую землю - перед глазами прямо картинка из космоса - и понимаешь, что ты должен быть лучшим. От этой мысли тело покрывается мурашками. Первоочередная миссия - побороть себя, достигнуть своего лимита скорости. Вот это интересно. Ради этого мы каждый день тренируемся, воюем с секундомером.
РГ: Своими промежуточными результатами доволен?
Коротышкин: У меня продолжается серия коммерческих стартов. Теперь в Италии. Но это, как мы выражаемся, больше для поддержания штанов. Постараюсь раскатить скорость. Попытаемся с тренером найти оптимальную технику, тактику на дистанцию: с какой скоростью пройти первый полтинник, чтобы не умереть на втором.
Что касается результатов, показанных на этапах Кубка мира, то я доволен. Дважды выплыл из 51 секунды (50,75 и 50,99). Даже тренер сказал, что идем с опережением графика.
РГ: А когда будут новые рекорды мира от Евгения Коротышкина?
Коротышкин: Планка была задана костюмами очень высокая. Они давали плавучесть, скольжение, которые пока не можем развить в обычных плавках или шортах. Вот у девушек остался практически тот же костюм, только из другого материала. Так что они первыми начнут бить рекорды. Возможно, уже в Дубае. А нам придется подождать годик. Но я на рекордах не зацикливаюсь. Обычно, когда планируешь сделать большой шаг, можно растянуть себе мышцы. Поэтому постепенно идем вперед.