16.11.2010 00:10
Экономика

Петербург может потерять статус морской столицы страны

Петербург может потерять статус морской столицы страны
Текст:  Алексей Стригин (Санкт-Петербург)
Российская Бизнес-газета - : №43 (776)
Читать на сайте RG.RU

В ближайшем будущем из Санкт-Петербурга будет выведен грузовой порт. Планы по освобождению города от портовых мощностей содержатся в стратегии развития российских портов до 2030 года, к разработке которой приступило ФГУП "Росморпорт".

Стало известно, что новая стратегия "Росморпорта" может быть утверждена премьер-министром России Владимиром Путиным до конца 2011 года. Главным инициатором идеи выноса порта из Санкт-Петербурга называют генерального директора "Росморпорта" Игоря Русу, ранее возглавлявшего "Морской порт Санкт-Петербурга".

Этот проект уже разделил экспертов на противников и сторонников. Так, противники переноса утверждают, что город потеряет инвестиции оцениваемые в несколько миллиардов рублей, которые будут направлены в новые портовые районы - Ломоносов и Бронку. Пострадает также и имидж города, который потеряет статус морской столицы страны.

- Концепция развития города не менялась триста лет, со дня основания его Петром. У нас есть выход к морю, есть порт и мы будем его эксплуатировать, - сказал недавно вице-губернатор города Михаил Осеевский при обсуждении стратегии развития региона.

Однако, по словам главы комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Николая Асаула, доходов городской бюджет в результате переноса порта потерять не должен. -Это тоже город, тоже наши рабочие места и налоги, - поясняет Асаул.

В настоящее время почти вся территория порта принадлежит городу и арендуется операторами порта на сорок девять лет. По подсчетам, проведенным "Росморпортом", только за счет услуг по перегрузке порт приносит арендаторам около девятисот миллионов долларов в год.

Таким образом, все земельные участки, на которых находится грузовой порт, находятся у администрации порта в субаренде. Согласно стратегии развития и расширения портов РФ до 2030 года, Санкт-Петербург должен быть освобожден от всех портовых мощностей, как пассажирских, так и грузовых.

Остается непонятным, как будут осуществлять свой переезд компании, которые сейчас развивают свой бизнес в городском порту - все удачные участки в пригородных районах Северной столицы давно уже заняты.

- Если порт города в том месте, где он находится сейчас, не может в полной мере выполнять свои функции, его необходимо перенести. Это освободит ценнейшие территории города, имеющие высокий потенциал коммерческого использования. Если реализовать только один этот проект, то Петербург станет совершенно другим городом, - считает президент Всероссийской организации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин.

Планируется, что обсуждение концепции стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года пройдет в Москве 17 ноября 2010 года под руководством министра транспорта России Игоря Левитина. Если общественное обсуждение концепции пройдет удачно, то к первому кварталу 2011 года стратегия может быть полностью сформирована. Затем она будет вынесена на утверждение правительства.

Водный транспорт Санкт-Петербург Северо-Запад