Власти предпринимают попытку переформатировать Инвестиционный фонд России. Постановлением N 880 правительство утвердило правила предоставления из средств фонда бюджетных субсидий, предназначенных для региональных и межрегиональных проектов. В итоге идеология такого рода гос инвестирования может заметно измениться, а софинансирование проектов из бюджета - стать более гибким, отмечает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Михаил Субботин. Прежде, когда фонд находился в руках минэкономразвития, он был нацелен исключительно на крупные объекты федерального значения (Нижнее Приангарье, Западный скоростной диаметр (северный участок) и т. д.) стоимостью не менее 5 млрд рублей. Неудивительно, что многие важные, но не столь дорогие заявки заведомо оставались за бортом.
После того как фонд был передан минрегиону, встала задача приблизить фонд к нуждам регионов, расширив круг реальных кандидатов на безвозмездные бюджетные средства.
Предложен и механизм использования выделяемых госсредств - основополагающим назван принцип государственно-частного партнерства.
Субсидии Инвестиционного фонда будут предоставляться в двух случаях. Для реконструкции или строительства инфраструктуры - транспортной, энергетической, инженерной и любой другой, необходимой инвестору для функционирования создаваемых им объектов. Либо при капитальном строительстве в рамках концессионных соглашений - его участникам документ обещает еще и софинансирование разработки проектной документации.
Оба условия вряд ли вызовут возражения, считают эксперты. Сильные регионы давно взяли за правило по мере сил участвовать в подготовке инфраструктуры к приходу будущего инвестора (одним из первых - Ленинградская область, до пришествия "Газпрома" инвестиционно выглядевшая привлекательнее, чем Петербург). Теперь при субсидиционной поддержке делать это смогут многие.
Точные границы допустимой стоимости проекта-претендента в документе не указаны. Сказано лишь, что минимальную цену определит правительственная комиссия по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение.
Что касается формы собственности, то тут все определенней: инвестором не может быть структура, чья госдоля в уставном капитале превышает 25% (причем к концессионерам это условие не относится), при этом участие инвестора должно составлять не менее 50% стоимости проекта. Стоимость субсидии будет определяться по специальной формуле. Пользуясь ею, считает Михаил Субботин, для межрегиональных проектов можно собрать приличные деньги. В частности, сейчас обсуждается стратегия освоения Восточной Сибири, включая создание там сети трубо проводов, дорог и т.п., которые можно было бы построить на концессионных принципах и с привлечением субсидий инвестфонда. Хорошо бы для таких проектов, обеспечивающих формироание новых кластеров в России, создать благоприятный режим не только в ходе строительства, но еще и при их эксплуатации, чтобы не допустить зашкаливания тарифов, подчеркивает Субботин.В будущем году намечено разработать примерное положение о региональном инвестиционном фонде и отработать вопросы мониторинга и контроля за ходом реализации проектов, претендующих на инвестсубсидию, а с 1 января 2012 года запустить весь механизм.