Cегодня в Москве открылась "Транспортная неделя-2010", в рамках которой пройдут международный конгресс "Road traffic Russia 2010. Организация дорожного движения в Российской Федерации", IV Международная выставка и форум "Транспорт России" и другие мероприятия. Министр транспорта РФ Игорь Левитин считает, что совместно выработанные в ходе недели решения станут платформой для качественного прорыва в развитии отечественного транспортного комплекса: модернизации дорожной сети, обновлении и строительстве инфраструктуры, привлечении дополнительного финансирования, повышении безопасности и др.
Выступая в начале месяца на "Правительственном часе" в Госдуме, глава минтранса отметил увеличение спроса на транспортные услуги с начала года. По предварительным данным Росстата, в январе-сентябре 2010-го коммерческий грузооборот всех видов транспорта страны (без учета промышленного железнодорожного) вырос на 9% к уровню прошлого года и составил 1,68 трлн т-км. Грузооборот морских портов РФ стал больше на 6,7% - 393,3 млн тонн.
Объем финансирования программы "Развитие транспортной системы России" в 2010 году из средств федерального бюджета утвержден в размере 226 млрд рублей, что составляет 80% к уровню 2009 года. Средства в основном сконцентрированы на завершении ранее начатых проектов и строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке, Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи.
Весной этого года Владимир Путин выступил с инициативой создания системы дорожных фондов. Минфин на днях подготовил законопроект "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ в целях создания дорожных фондов". Они должны появиться уже с 1 января 2011 года. При этом базовый объем средств Федерального дорфонда планируется установить в размере 254,1 млрд руб. Формирование же региональных должно проходить в основном за счет налоговых и неналоговых доходов субъектов РФ, плательщиками которых являются владельцы (пользователи) транспортных средств. С помощью механизма дорожных фондов минтранс намерен в течение пяти лет построить 14 тысяч км новых дорог.
Однако это все равно мало, поскольку дорожное хозяйство сильно запущено. По данным компании Roland Berger Strategy Consultants, с 2001 по 2007 год протяженность дорог с твердым покрытием в РФ снизилась с 755 до 706 тыс. км. Сейчас благодаря неплохому финансированию (61,25 млрд руб. в 2010-м, не менее 56,85 млрд в 2011 и 2012 гг.) ситуация выправляется, но до идеала пока далеко. На диаграмме приведены данные концентрации автодорог на 1 тыс. кв. км территории по федеральным округам РФ. Ситуация в ЦФО может показаться радужной лишь тому, кто не знает аналогичной цифры в Германии: 1389 км в среднем по стране. А у нас 186 в лучшем случае. А за Уралом - в разы ниже.