18.11.2010 00:09
Культура

В Грузии прошел Первый фестиваль кино России и стран СНГ

От "Стиляг" до "Анны Карениной": В Грузии прошел Первый фестиваль кино России и других стран СНГ
Текст:  Ирина Корнеева (Тбилиси)
Российская газета - Федеральный выпуск: №260 (5339)
Читать на сайте RG.RU

В Тбилиси прошел Первый фестиваль кино России и других стран СНГ.

Несмотря на прерванные дипломатические отношения между двумя странами его организаторы - Международный фонд искусств и межкультурного диалога (Тбилиси) и продюсерский центр "Кинопроцесс" (Москва) при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ - культурных связей решили не терять, и пригласили в ноябре в Грузию режиссеров Эльдара Рязанова, Сергея Соловьева, Александра Прошкина, Ираклия Квирикадзе, Нану Джорджадзе, Валерия Тодоровского, Виталия Манского, Алексея Федорченко, продюсера Сергея Сельянова и других представить в крупнейшем кинотеатре грузинской столицы - мультиплексе "Руставели" около 30 игровых, документальных и анимационных фильмов, отражающих наиболее полную картину состояния кинематографических дел в России и на постсоветском пространстве.

В число показанных в Тбилиси российских премьер вошли фильмы "Анна Каренина" Сергея Соловьева, "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова, "Овсянки" Алексея Федорченко, "Одна война" Веры Глаголевой, "Стиляги" Валерия Тодоровского, "Хранить вечно" ("В круге первом") Глеба Панфилова, "Царь" Павла Лунгина, "Чудо" Александра Прошкина, а также картины из Украины, Казахстана, Азербайджана в рамках программы "Киносоюз" - "Райские птицы" Роман Балаяна, "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой, "Подарок Сталину" Рустема Абдрашева, "Национальная бомба" Вагифа Мустафаева. Сопродюсер и программный директор фестиваля Вячеслав Шмыров комментировал: "Формат фестиваля увеличивался прямо на глазах. Мы стремились дать достаточно обширную панораму современного российского кино. Поэтому было то, что мы бы отнесли в старом понимании к мэйн-стриму, - программа "Премьеры". Был цикл, отдельно представляющий кинематографистов самого последнего нового поколения - режиссеров двухтысячных. Нам хотелось представить и ретроспективу одного из крупнейших мастеров сегодняшнего российского кино, и наш выбор пал на Сергея Соловьева, который показал в Грузии свои последние четыре картины, широкой публике в Тбилиси не известные. Была программа панорамных показов анимационного и документального кино, а также программа, названная "Киносоюзом", - из фильмов, созданных в содружестве кинематографистов разных стран, в том числе и Грузии. Открывались мы "Стилягами", закрывались "Анной Карениной". Главное, что фестиваль учитывал вкусы и интересы разных поколений. Мы знаем, что продолжает поддерживаться плодотворный и состоявшийся диалог мастеров культуры, в большей степени связанных с советской эпохой, хотя и к нашему времени принадлежащих, но для нас еще важнее было установить контакт нового поколения. То есть людей, которые между собой были даже не знакомы".

Авторскую версию статьи читайте на сайте

Надо констатировать, что это более чем успешно удалось, недаром Вячеслав Шмыров носит титул одного из наших самых креативных кинопродюсеров, способных из любого, даже самого протокольного мероприятия сделать параджановский праздник. Вот и последний его проект был более чем оригинален: при минимуме спонсоров и максимуме дипломатических проблем собрать команду из ведущих российских режиссеров и вывезти их в Тбилиси. Одним из первых на пресс-конференции в Тбилиси со стороны грузинских СМИ прозвучал вопрос, отказался ли кто-либо из российских кинематографистов принять участие в фестивале в Грузии, учитывая непростые российско-грузинские политические отношения. "Нет, более того, были отказы поехать в Нью-Йорк или Париж, чтобы приехать в Тбилиси, - рассказал Вячеслав Шмыров. - Я, как организатор, совершенно точно об этом знаю, потому что сегодня для нас Тбилиси оказался более дальней точкой, чем Париж или Нью-Йорк. Что довольно странно по советским меркам. Но это так. Мы с невероятным уважением относимся к грузинскому кино. И сегодня, по прошествии лет, когда многие идеологические штампы переоцениваются, что-то отбрасывается, для нас имена кинематографических династий, режиссеров, актеров Грузии остаются в абсолютной цене. Это часть нашей общей культуры. И думаю, что для многих, я имею в виду грузинских наших друзей и коллег, русское кино в такой же степени есть принадлежность их части души. И здесь нас никто никогда никакими пилами, ОМОНами или бомбардировками не разделит".

Президенту фестиваля кино России и других стран СНГ в Тбилиси Эльдару Рязанову также пришлось в первую очередь комментировать напряженные отношения между Грузией и Россией: "Мы все и в России, и в Грузии говорим о том, что надо налаживать отношения и восстанавливать старые дружеские связи. Этот фестиваль - первый шаг, поступок. Я считаю, что в ответ на эту акцию нужно организовывать фестиваль грузинского кино в Москве. И тогда это будет действительно начало диалога. А не то что мы приехали, потом уехали, и как с гуся вода, и нас нет, и никто ничего не знает…"

Основатели фестиваля - Константин Лузиньян-Рижинашвили (Москва) и Георгий Базгадзе (Тбилиси) признавались: "Мы понимали, что наша затея будет восприниматься неоднозначно. Ряд людей считали идею кинофестиваля несвоевременной и даже нецелесообразной. Мы исходили из совершенно ясных устремлений и убеждений. Очень хорошо их охарактеризовал Сергей Соловьев во время нашего общения: то, что здесь происходит - это нормально и естественно, а всё, что творилось вне рамок фестиваля на протяжении последних лет, и за что мы, в принципе, ответственность нести не можем, - очень печально и трагично. Наша мотивация была проста: мы хотим, чтобы этот диалог сохранился. И мы надеемся, что достаточно широкоформатный коктейль нашего фестиваля был интересен не только с человеческой, но и с чисто творческой точки зрения".

Никаких сомнений в этом не оставалось, стоило лишь заглянуть в переполненные залы или же поучаствовать в обсуждениях картин после показов. На которых вдали от Москвы озвучивалось, пожалуй, самое сокровенное. Что в жизни, а не только, например, в кино Александра Прошкина "Чудо", всегда есть место чуду. Или что роман Толстого - на первый взгляд про такую несложную мысль, что не нужно изменять мужу, иначе попадете под паровоз… Впрочем, вот о последнем - поподробнее и дословно.

Сергей Соловьев - про свою "Анну Каренину": "Совсем смешно было бы рассказывать - про что картина. Я тоже мучился этой мыслью, полкартины снимал, думал, про что же мы снимаем картину, но неужели про то, что не нужно изменять мужу, иначе попадете под паровоз. Как то все время изъедала мозг эта мысль по поводу попадания под паровоз в случае измены мужу... Потом мы поняли, что, конечно, эта картина - просто удивительный роман Льва Николаевича Толстого, один из самых пронзительных, сильных и трогательных произведений о том, что такое любовь, если она есть. Сколько она стоит, если она есть. А мы знаем, что стоит она иногда целой человеческой жизни. Странно было бы говорить, чего у Толстого написано, какие такие мысли он хотел нам сообщить. Никаких мыслей он не хотел нам сообщить, это великий магический текст. И мы имели радость и счастье при этой магии находится некоторое количество времени. И два слова о Тане Друбич, - если бы не было Тани, я бы не стал снимать эту картину ни за что, несмотря на все магии этого текста…"

И так далее, и тому подобное. Вплоть до того торжественного момента, когда было объявлено, что главная и единственная награда неконкурсного тбилисского фестиваля - приз имени Софико Чиаурели - отправится в Москву - к Георгию Данелии. Вместе со шлейфом чудесных воспоминаний о дорассветных грузинских застольях с ломившимися от яств столами, колоритных тбилисских городских пейзажах, будто специально приготовленных для съемок, и преодолевающих все границы и разногласия фестивальных днях и ночах. Вместивших в себя намного большее, чем могли бы сделать для прекращения межнациональных конфликтов все политики и дипломаты вместе взятые.

Кино и ТВ