17.11.2010 00:40
Экономика

Россия, Белоруссия и Казахстан ограничат дефициты бюджетов и госдолг

Россия, Белоруссия и Казахстан ограничат дефициты бюджетов и госдолг едиными рамками
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Федеральный выпуск: №259 (5338)
Читать на сайте RG.RU

Единое экономическое пространство, которое должны создать к 2012 году Россия, Белоруссия и Казахстан, пока не предполагает введения единой валюты. Но по примеру Евросоюза страны возьмут на себя жесткие обязательства по дефициту бюджета, госдолгу и инфляции.

Об этом сообщила вчера на встрече с Российским союзом промышленников и предпринимателей глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Норма по дефициту бюджета будет такой же, как в ЕС, - не более 3 процентов ВВП. Ограничения по госдолгу даже строже - не более 50 процентов ВВП. Рост цен должен не более чем на 5 процентов превышать самый низкий уровень инфляции по странам ЕЭП.

Такие ограничения заложены в соглашении, регулирующем макроэкономический блок. Оно вступит в силу с 2013 года. Но уже годом ранее государства начнут согласовывать базовые параметры, на основе которых строятся прогнозы развития экономики, - такие, например, как коридор цен на нефть, курс доллара, рассказал "РГ" директор департамента формирования ЕЭП минэкономразвития Филипп Габуния. Что же касается единой валюты, то помимо желания для этого должны созреть экономические условия во всех трех государствах, пояснила Набиуллина.

Всего же до конца этого года эксперты трех стран должны полностью завершить работу по 17 соглашениям. При этом все они не противоречат нормам ВТО, куда Россия рассчитывает вступить в 2011 году. Набиуллина выделила четыре ключевых принципа, на реализацию которых направлены соглашения ЕЭП. Во-первых, свобода передвижения товаров, услуг, капитала, рабочей силы. Во-вторых, гармонизация экономических национальных законов и появление норм прямого действия. В-третьих, интеграция отраслевых рынков. И, наконец, четвертый принцип, проведение согласованной макроэкономической и валютной политики. По сути дела, это означает, что бизнес всех трех государств получит на территории каждой страны те же условия, что и отечественные компании, - в том числе по доступу к услугам естественных монополий в газовой, транспортной и энергетической инфраструктуре.

Благодаря этому мы ожидаем снижения административных барьеров и для российского бизнеса, надеется Набиуллина. Общие правила, по ее мнению, подтолкнут институциональные изменения. Уже возникает конкуренция между таможнями, страны также будут соревноваться за привлечение инвесторов в особые экономические зоны, размещение на своей территории производств. Рынок трех стран станет практически общим, пойдет процесс концентрации капитала и производств. Министр рассчитывает на появление мощных игроков, способных достойно конкурировать на рынках третьих стран. Возможно создание совместных предприятий по торговле зерном, в металлургии, прогнозирует Габуния.

С их возникновением, помимо прочего, надеются преодолеть риски внутренней конкуренции по ряду секторов. Общие правила приведут к ее усилению. По предварительным оценкам, для российского бизнеса это будет чувствительно в таких сферах, как производство сельхозмашин и грузовой техники, где сильны белорусские компании, с казахскими предпринимателями общий рынок придется делить в добыче и переработке цветных металлов. Кроме того, в некоторых отраслях своих производителей активно поддерживают субсидиями государства-партнеры, признает министр. А разница в режиме субсидий ведет к разным условиям для бизнеса. Решить эту проблему должны два соглашения в пакете документов по ЕЭП - по промышленным и сельскохозяйственным субсидиям.

Например, в 2006 году российский фермер на один гектар получал 20 долларов субсидий, белорусский - в десять раз больше, комментирует глава департамента торговых переговоров министерства Максим Медведков. Соглашение предполагает, что уровень такой поддержки аграриям не должен превышать в странах ЕЭП 10 процентов от валовой стоимости сельского хозяйства. Правда, к этой норме государства будут постепенно приближаться в течение шести лет. Российская сторона настаивает, чтобы споры по неравным субсидиям рассматривались специальным судебным органом, на страну-нарушителя налагались штрафы, а пострадавшим выплачивалась компенсация. Во всех соглашениях предусмотрена полная прозрачность решений, принимаемых государствами-членами ЕЭП, будет учитываться и мнение участников рынка, поясняет Медведков.

В пакете пытаются найти компромисс и по доле госучастия в бизнесе. Сейчас в России доля акционерных обществ с контрольным госпакетом составляет 2,6 процента, в Казахстане - 9 процентов, в Белоруссии - 87 процентов, подсчитал Медведков. Стороны, по его словам, обсуждают возможное согласование планов по приватизации, хотя пока договоренностей по этому поводу нет. Но благодаря свободе передвижения капитала российские предприниматели смогут участвовать в приватизации белорусских предприятий. Кроме того, договорились, что госкомпании должны работать на рынках трех стран на тех же условиях, что и частный бизнес. Предприниматели альянса получат равный доступ к госзаказу. Возможные злоупотребления поручат отслеживать Комиссии Таможенного союза. Она становится главным наднациональным органом в ЕЭП. В течение двух лет ей передадут часть своих полномочий и антимонопольные службы стран. Но они будут касаться крупных сделок и игроков, охватывающих минимум две страны альянса. Также, по словам министра, предполагается создание трехсторонней площадки для взаимодействия с бизнесом, которая станет работать на постоянной основе. РСПП уже обратился к коллегам из Казахстана и Белоруссии учредить трехсторонний бизнес-диалог для выработки общей позиции, возможно, к нему подключат и Торгово-промышленные палаты стран, говорит Шохин.

Макроэкономика Минэкономразвития Единое экономическое пространство (ЕЭП)