17.11.2010 00:47
Экономика

"Росатом" обнародовал первый публичный отчет о своей работе

Корпорация "Росатом" обнародовала первый публичный отчет о своей работе
Текст:  Александр Емельяненков
Российская газета - Столичный выпуск: №259 (5338)
Читать на сайте RG.RU

Формально документ ограничен рамками 2009 года, но по существу итожит первую пятилетку Сергея Кириенко у руля атомной отрасли.

Выпуск публичного годового отчета - добровольный шаг, на который "Росатом" решился первым среди ныне действующих в России государственных корпораций. Новизна ситуации не только в том, что это повышает прозрачность всего, что делается в атомной отрасли нашей страны.

Как пояснили "РГ" в департаменте коммуникаций атомной корпорации, отчет носит интегрированный характер. В нем комплексно отражены основные финансово-экономические и производственные результаты деятельности "Росатома" за 2009 год, а также ее экономическое, социальное и экологическое влияние. Это так называемый "триединый итог" - в соответствии с международными требованиями к корпоративной отчетности.

Для нашей атомной отрасли, долгое время развивавшейся в закрытом режиме, появление такого отчета - событие знаменательное. Наполненность документа, адекватность его содержания реальному положению дел - разговор особый. А пока отметим важный симптом: подготовка корпоративного отчета велась "в диалоге с заинтересованными сторонами" с целью максимально возможного раскрытия информации по общественно значимым темам.

В дополнение к независимой аудиторской проверке по общепризнанным стандартам была организована новая для нашего восприятия процедура "общественного заверения" в соответствии со стандартом АА1000SES. Под итоговым заключением стоят подписи двух членов Общественной палаты, включая ее секретаря академика Евгения Велихова, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, представителей отраслевого профсоюза и Зеленого Креста. Давая в целом похвальный отзыв, подписавшие его особо оговаривают, что "не получали от корпорации никакого вознаграждения за участие в процедуре общественного заверения", а "достоверность представленных в отчете фактических данных не является предметом общественного заверения".

На одном из этапов публичных консультаций важное признание сделал главный научный сотрудник Института системного анализа РАН Владимир Якимец, которого многие помнят как одного из активистов антиядерного движения "Невада - Семипалатинск" и советника Олжаса Сулейменова: "Считаю, что мы присутствуем при историческом событии для российской общественности - публичном обсуждении проекта годового отчета госкорпорации "Росатом". Впервые на понятном языке представлена информация о действительно сложной деятельности атомной отрасли. Особенно важно, что подготовка отчета - добровольная инициатива корпорации. Это еще раз доказывает, что мы все-таки движемся к построению цивилизованного общества".

Информагентства, раньше других сообщившие о выходе публичного отчета "Росатома", не придали значения этой стороне дела, по привычке соскользнув на цифры. Как следует из отчета, выручка госкорпорации "Росатом" и его дочерних компаний по итогам 2009 года составила 528,5 миллиарда рублей (плюс 23,2 процента к прошлому году). А чистая прибыль выросла в 2,5 раза и составила 38,7 миллиарда. Увеличилась добыча урана (на 24,3 процента) и его запасы (на 13,3), составив 632 тысячи тонн.

К концу 2009 года списочная численность работающих в ГК "Росатом" и ее организациях составила 275 тысяч человек, из них 259 тысяч - промышленно-производственная группа. На самом верхнем этаже управления, под непосредственным началом Сергея Кириенко, - 629 сотрудников корпорации "Росатом". Общие расходы на персонал в 2009 году составили 134,36 миллиарда рублей. Приоритетом социальной политики здесь называют рост заработной платы.

Примечательно, что даже в условиях мирового финансового кризиса уровень социальных гарантий в атомной отрасли России остался неизменным. В 2009-м на реализацию социальных программ направлено 8878,3 миллиона рублей - в среднем более 32 тысяч рублей на человека в год. Дополнительное пожизненное обеспечение получают 21,7 тысячи пенсионеров - бывших работников ядерно-оружейного комплекса, а средний уровень ежемесячных ведомственных доплат к пенсиям превысил 11 тысяч рублей.

P.S.

Кто займется "хвостом дракона",

или Плоды "отложенных решений"

О "хвостах", что тянутся с начала Советского атомного проекта, и новых проблемах, которые сопряжены с масштабным развитием ядерной энергетики, в годовом отчете "Росатома" сказано не так подробно и ярко, как о достижениях.

А между тем проблемы, накопившиеся в России и у ее нынешних границ, никуда не исчезли и сами собой не рассосутся. Они всего лишь отодвинуты в тень бравурных рассуждений об атомном ренессансе. Об этом не устают напоминать "Гринпис", "Беллона", другие неправительственные организации, радикально настроенные против всего атомного. Однако куда более веский аргумент являет собой принятая в России федеральная целевая программа (ФЦП) "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года". Она действует уже два года, хотя в открытой печати не публиковалась, так как снабжена грифом "Для служебного пользования". В свободном доступе была лишь концепция этой программы, утвержденная с общим объемом бюджетного финансирования 131,82 миллиарда рублей и государственным заказчиком в лице "Росатома".

Как следует из этого документа, радиоэкологическая обстановка в местах, где наследил двуликий атом, за последнее десятилетие мало изменилась. А если что-то и поменялось, то не всегда в лучшую сторону. Притупилось лишь наше восприятие проблем, которые ждут решения. В концепции упомянутой ФЦП они обозначены предельно откровенно - когда надо обосновать очередное крупное изъятие денег из государственной казны на ликвидацию радиоактивных и прочих хвостов, даже у атомных начальников случаются откровенные признания. Вот лишь самые очевидные (цитируются почти дословно по тексту документа).

  1. Остановлены, но не выведены из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасные объекты (4 энергоблока на Белоярской и Нововоронежской АЭС, 10 промышленных уран-графитовых реакторов в Железногорске, Озерске, Северске и свыше 150 иных установок, производств и транспортных средств разной ведомственной подчиненности).
  2. Не обеспечена надежная изоляция от окружающей среды на некоторых приповерхностных хранилищах радиоактивных отходов. Требуется привести их в безопасное состояние и создать новые пункты захоронения РАО.
  3. Не изолированы от окружающей среды большие объемы РАО (Теченский каскад водоемов на ПО "Маяк" в Челябинской области, бассейны-отстойники и хвостохранилища на предприятиях ядерного топливного цикла.
  4. Накоплено свыше 18 500 тонн отработанного ядерного топлива. До критических пределов заполнены хранилища ОЯТ на атомных электростанциях с реакторами типа РБМК (Курская, Ленинградская, Смоленская АЭС) и ЭГП-6 (Билибинская АЭС) и пристанционные хранилища радиоактивных отходов.
  5. Источники ионизирующего излучения используются более чем в 15 900 организациях, что создает предпосылки для принципиально новых террористических угроз.
  6. Не получили нормативного, правового и технологического разрешения проблемы реабилитации объектов и территорий в местах проведения так называемых мирных ядерных взрывов.
  7. Не реализованы в полной мере требования международных актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, ратифицированных Российской Федерацией.
  8. Перешагнули полувековой, а в ряде случай уже и 60-летний рубеж и требуют незамедлительной модернизации инженерные системы на некоторых ядерно- и радиационно-опасных объектах.
Энергетика Росатом