Саммит Россия - НАТО
Предстоящий 20 ноября в Лиссабоне саммит Россия - НАТО имеет важное значение для развития международных отношений и обеспечения мировой безопасности. Он проходит в новых условиях. Конечно, за последние месяцы мир не стал более спокойным, и даже вырисовываются новые угрозы. Но есть и позитивные моменты. Один из ключевых факторов нестабильности - мировой экономический кризис, вызывающий у многих стран дополнительное недоверие и взаимное раздражение, - постепенно отступает.
Становится все более очевидным, что одна из ключевых проблем в сфере международной безопасности - отсутствие на самом высоком уровне полноценного и взаимозаинтересованного разговора по стратегическому развитию мировой системы в целом и отдельных ее институтов. Хотя спрос на такой разговор усиливается. Попытки поднять эту тему вызывают особый интерес. Так, недавнее предложение Дмитрия Медведева рассмотреть возможность заключения взаимообязывающего соглашения о европейской безопасности было многими воспринято с воодушевлением, хотя некоторые страны оказались в итоге не готовы к такой серьезной постановке вопроса. Однако капля камень точит.
Российский президент неоднократно демонстрировал желание развивать диалог и выстраивать полноценные прагматические отношения и с Североатлантическим альянсом в целом, и с ведущими его членами в отдельности. Правда, тут не все зависит от нас. В любом случае этот разговор уже давно назрел. Конечно, его вполне может осложнить негативный информационный фон, сформированный некоторыми последними событиями, среди которых самые важные: недружественные заявления со стороны новых членов конгресса от республиканцев в отношении перспектив ратификации договора о СНВ и вчерашняя демонстративная экстрадиция из Таиланда в США Виктора Бута. Такие события осложняют наши взаимоотношения с первой среди натовских стран и могут по-новому расставлять акценты в двусторонних отношениях. Но вряд ли они изменят стратегию России в сфере европейской и мировой безопасности.
Не совмещать
Правительство не поддержало предложение Законодательного собрания Санкт-Петербурга совместить региональные и муниципальные выборы, намеченные на март 2012 года, с выборами в Государственную Думу в декабре 2011-го. С одной стороны, в предлагаемом депутатами Северной столицы законопроекте содержалась разумная идея - позволять совмещать выборы в парламент субъекта с федеральной парламентской кампанией, в случае если временной промежуток между ними составляет менее 12 месяцев. Однако тут ведь дело не только в экономии средств, к которой апеллировали законодатели из Санкт-Петербурга. В марте 2012 года тоже будут федеральные выборы - на этот раз президента. Возможно, в будущем подобные решения по переносу выборов и следовало бы рассматривать, но не как типовые. Действовать необходимо в контексте конкретной ситуации. Аргумент в пользу демонстрации стабильноcти работы законодательного органа также следует принимать во внимание. Нельзя перегружать избирателя различного рода форс-мажорами и ставить вопрос о сроке полномочий органов власти в зависимость от текущей конъюнктуры. Тогда и не будет недоразумений.