Большинство жителей Московского региона сегодня наверняка увидят в вечерних теленовостях, как Борис Громов и Сергей Собянин снова "сели за стол переговоров" без посредников и переводчиков. Это будет, заметим, поистине историческое событие. И потому, что глав двух соседних регионов до недавнего времени вот так запросто, рядом, никто не видел минимум лет десять. И потому, что первым их общим делом стало заседание объединенной коллегии Москвы и Московской области, от которой все ждут скорых практических последствий.
О чем пойдет разговор, "РГ" расскажет отдельно. Сегодня хотелось бы напомнить о том, что больше всего отравляет жизнь и москвичам, и жителям Подмосковья.
Семейные хроники
Но сначала все-таки немного истории. Это для того, чтобы понять, как же случилось, что 10 миллионов человек, с одной стороны, и 6 миллионов - с другой (многие из нас и сами не знают, кто мы - жители Москвы или Подмосковья), оказались отделены друг от друга стеной, хотя и невидимой, но непреодолимой почти как Берлинская. Из-за чего поссорились губернатор Подмосковья и прежний столичный мэр, наверное, знают только они сами. Очевидцы же помнят другое. Когда в 1998 году у боевого афганского генерала, в ту пору депутата Госдумы, родилась дочка Лиза, крестным отцом ее стал не кто иной, как московский мэр. Губернатором Подмосковья Громова назначили в 2000-м, вот вскоре после этого между новоявленной родней отношения как отрезало. По крайней мере на заседания той же объединенной коллегии, которую они в 2001 году создали совместным распоряжением, главы ходили уже только по очереди. Сначала перепоручили коллегию замам, а в последнее время и вовсе отставникам.
Пробкой повязаны
По данным опроса, проведенного Центром социальных исследований МГУ, более 80 процентов опрошенных жителей Москвы и Подмосковья ставят на первое место среди волнующих их вопросов потери драгоценных часов жизни в непролазных дорожных заторах. Начинаются они прямо с границы между двумя субъектами - Московской кольцевой автодороги. До сих пор большинство москвичей искренне обвиняли в этом областных чиновников, застроивших МКАД со своей стороны гигантскими торговыми центрами, не позаботившись о подъездах и паркингах. Но оказалось, что не меньше таких торжищ появилось и с московской стороны. Постройки расположились, опять же без всяких съездов, буквально на каждом втором километре 108-километрового кольца. Причем владельцы 42 из них не смогли представить никаких документов. Вот и ответ на вопрос, как случилось, что магистраль, созданная для того, чтобы разгружать столицу от транспортных потоков, давно утратила свою основную функцию, превратилась в чисто торговую улицу.
Да разве проблема с одной МКАД! В реконструкцию печально известной Ленинградки были вбуханы рекордные даже по столичным меркам деньги. Но в Москве у этой магистрали 17 полос: 9 - на выезд и 8 - на въезд, а за МКАДом - узкое горлышко всего из четырех полос. А на Варшавке, наоборот, из области в Москву ведут 12 полос, сужаясь в столице до 8. Сергей Собянин посчитал: из 18 магистральных дорог одинаковую пропускную способность имеют всего 7.
Как выйти из этого положения? "Необходимо синхронизировать генеральные планы развития двух регионов" - к такому к выводу пришли Сергей Собянин и Борис Громов на своей первой официальной встрече. "Это касается транспортного и дорожного строительства, особенно всего, что касается стыковок наших дорог", - уточнил мэр.
Очевидно, разговор об этом пойдет как раз сегодня, на объединенной коллегии Москвы и Подмосковья, в повестке дня заседания которой главный вопрос после организационного - именно транспортная ситуация, назревшая настолько, что к ее решению подключился и президент страны.
Где родился, там не пригодился
Любой эксперт скажет: первый способ уменьшить нагрузку на дороги - это сократить встречные потоки. Специалисты НИИ Ген-плана Москвы утверждают, что потоки эти достигают 4 миллионов человек в сутки. Кто и куда едет? Во-первых, почти 600 тысяч жителей области работают в столице. Причины просты. Скажем, подмосковный врач получает в среднем 22 тысячи рублей в месяц, а его столичный коллега - 53 тысячи. Да и работа в столице, особенно для молодых, более интересна и престижна, чем в том же Дзержинском или Талдоме... Навстречу им движутся также на работу около 300 тысяч москвичей. Да, в области нет такого количества банков и бирж, зато есть почти 30 городов - научные центры, современные производства, которых нет в столице.
Встречные потоки могли бы быть меньше, если бы рабочие места мегаполис и область планировали вместе. Что получается? Куда столица только не выводила свои предприятия! Ее металлургические производства, например, обосновались в городе Ярцево Смоленской области. Московский завод по изготовлению домашних холодильников прописался в Ярославле. Агрокомбинат "Южный" - самый крупный в Европе, выращивает огурцы-помидоры для столицы в Карачаево-Черкесии. Даже госграницы не стали помехой для столицы. Например, совместное производство автобусов она недавно организовала в Латвии. Ну, скажите, разве лишними были бы эти хорошо оплачиваемые рабочие места и пользующаяся спросом продукция в Подмосковье? Почему туда не ехали? "Отношения с областью у нас были неважные", - вот и весь ответ, что мы услышали в Департаменте науки и промышленности Москвы.
В итоге в области сохраняются в изобилии малоквалифицированные низкооплачиваемые рабочие места, которые как магнит притягивают мигрантов, часто - нелегальных. Не так давно в Мытищинском районе сотрудники миграционной службы вместе с милицией снесли поселок, в котором проживали более 300 таких иностранцев. Они подрабатывали на местной ярмарке рядом с деревней Челобитьево. Построили десятки домов, незаконно подключились к мачтам напряжения... Местные жители плакали от участившегося воровства и разбойных нападений. Чуть раньше милиция задержала более 240 вьетнамцев, также нелегально занимавшихся пошивом одежды на территории промбазы в Пушкинском районе... И таких примеров - масса.
Следствие этой вакханалии? По данным ГУВД Москвы, именно приезжие совершают 70 процентов особо тяжких преступлений. И в Подмосковье та же картина: каждое девятое злодеяние совершено приезжими, в том числе нелегалами. Их вербуют в курьеры для передачи наркотиков, они привозят и распространяют опасные инфекционные заболевания: гепатит и туберкулез...
На мертвой точке
Москвичи даже умереть не могут без помощи Подмосковья: 12 из 71 столичных кладбищ расположены в области. Каждый год в Москве уходят из жизни 120 тысяч человек. Для этого городу требуется под захоронения по 15-17 гектаров новой земли. Приходится покупать ее у того же Подмосковья. Согласно Генплану Москвы, до 2025 года город намерен зарезервировать для этого 350 гектаров. Но каждая сделка идет годами. Пользуясь острой нуждой, собственники заламывают баснословные цены за каждую выкупленную у них сотку.
В этом году областные власти попытались расплатиться землей под кладбища за долг, скопившийся за бесплатный проезд подмосковных льготников в общественном транспорте столицы. Сумму задолжали приличную - 4,83 млрд рублей. Вроде бы интерес проявили обе стороны. Выяснилось, что нет механизма мены на государственном уровне. Непонятно, кто и как должен оценивать ту же землю, как засчитывать ее вместо денег. Так и повис вопрос. Но дефицит-то меньше не стал! Значит, механизм придется все-таки искать.
Как выяснилось, отношения, возникающие при выделении земли для организации мест погребения, в похоронной сфере двух регионов вообще ничем не регулируются. Например, еще в 2005 году правительство Москвы выкупило близ поселка Озерецкое Дмитровского района 70 гектаров земли. На оформление бумаг ушло почти четыре года! Экологические общественные организации и местные жители обвиняли город в противоправном захвате земли, в нарушении экологических нормативов... Столице пришлось пройти через десяток судов!
"И сейчас не сняты вопросы по половине из 865 гектаров городских кладбищ, действующих в области, - рассказали "РГ" в Департаменте потребительского рынка и услуг. - Это касается практически всех крупных некрополей, например, Николо-Архангельского, Митинского, Домодедовского... В советские годы городу разрешали брать землю под погосты просто в аренду".
Не рубите, мужики
Печально, но соседи не вспоминали друг о друге даже в самые тяжелые дни минувшим летом, когда все задыхались в смоге пожарищ. Дым унес жизни многих горожан, смертность которых выросла более чем на 50 процентов. Гасить две тысячи полыхавших пожаров в лесах области помогали Белгородская, Калужская, Орловская, Тульская области... Когда все закончилось, Борис Громов поблагодарил руководство 12 регионов. Москвы среди них не было, к ней, выяснилось, за помощью и не обращались...
Да и в обычные дни обстановка вокруг подмосковной природы между Москвой и Подмосковьем напряжена не меньше. Москву, например, беспокоит то, как сужается, словно шагреневая кожа, под напором строящихся особняков так называемый зеленый пояс столицы. Между тем, утверждают эксперты, потери лесов за последние 20 лет в Подмосковье в результате пожаров, несанкционированной застройки, самовольного захвата лесных участков, а также перевода земель из категории лесных и переданных в аренду составили более 110 тысяч гектаров. Это сопоставимо по площади с территорией самой столицы. Эти оценки подтверждает и статистика Рослесхоза.
По данным департамента природопользования Москвы, в 2010 году в правительство столицы поступили на согласование предложения подмосковных коллег об исключении еще 240,3 гектара ближайших к Москве лесопарковых зон в Одинцовском, Домодедовском, Солнечногорском районах и в городском округе Химки. А за период с декабря 2009 по февраль 2010 года правительством области без согласования с правительством Москвы были приняты решения о переводе 172,76 гектара Звенигородского и Дмитровского лесничеств, расположенных в непосредственной близости к столице, из состава лесов лесопарковой зоны в земли населенных пунктов. Это значит, что и здесь вместо фабрик кислорода скоро появятся новые дворцы.
Власти столицы обращались в правительство РФ с просьбой передать лесопарковый защитный пояс в ведение городу. Но частичная передача полномочий в области управления пригородными лесами органам государственной власти субъектов РФ действующим законодательством не предусмотрена.
В окружении свалок
Подмосковье задыхается от мусора. В год на его территорию поступает около 8 миллионов твердых бытовых отходов, из которых более 5 миллионов - столичные. Напомним, свыше 80 процентов московского мусора прямым ходом идет на свалки, 13 процентов сжигается и лишь 6 процентов перерабатывается. В результате каждый из 50 действующих полигонов заполняется в год на 4-6 процентов больше, чем прежде. Еще пара лет - и резервы будут исчерпаны.
Два года назад парламентарии столицы и области пытались обсудить, что делать дальше. Москвичи предложили строить мусоросжигательные заводы прямо на свалках. Как и делается во многих странах мира. Коллеги из области возразили: это обернется дополнительной нагрузкой на экологию Подмосковья и социальным напряжением - население против этого. И если уж их строить, то на расстоянии 50-километрового радиуса от жилья.
Не придумав ничего лучше, стали решать проблему поодиночке. Например, в Дубне недавно запустили мусороперерабатывающий завод. В перспективе на деньги инвесторов построят еще 8 таких же. В столице через три года пообещали построить один из самых мощных в мире заводов по гидросепарации, затем еще четыре. Когда они заработают на всю мощность, то смогут давать в год новую жизнь 1,5 миллиона тонн коммунальных отходов из 5,5 миллиона тонн, производимых в столице за год. Но пока это случится, уйдут годы. А свалки в Подмосковье пухнут каждый день уже сегодня. Без совместной стратегии по наведению чистоты дело закончится просто мусорным коллапсом.