Проблемы развития школьного образования обсуждали на минувшей неделе в Гомеле педагоги Беларуси и России. Поделиться своими наработками, острыми вопросами и вариантами их решения, определить перспективы сотрудничества - этому учительство Союзного государства посвятило два дня работы.
Казалось, какие могут быть открытия? Ведь сотрудничество, по сути, не прерывалось с советских времен. Активно развивается оно и сегодня. Примерами тому совместные олимпиады, форумы русистов, интернет-уроки, проекты отдельно взятых учреждений образования.
- Однако при всем этом есть необходимость сделать наше взаимодействие более активным, - считает Валентина Маевская, заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси. - Во-первых, для того, чтобы выработать единые подходы к образовательному процессу. Во-вторых, наладить обмен опытом.
Такую же цель своей миссии видели и участники, представлявшие на семинаре Россию. Руководитель делегации Елена Черемухина, начальник отдела государственной службы и кадров Юго-Западного окружного управления образования Москвы, согласилась, что взаимодействия недостает.
- Что за эти годы наработано в Беларуси, каким путем развивается система общего среднего образования, в чем страна видит образовательные приоритеты - для многих моих коллег это открытые вопросы, тем интереснее узнать ответы на них, - призналась Елена Павловна.
Точки соприкосновения, к слову, обнаружились быстро. Оказалось, школьные системы идут вперед практически одной дорогой. Главные направления тоже весьма схожи. В России сегодня актуальны разработка нового поколения образовательных стандартов, внедрение системы поиска и поддержки талантливых детей, а также системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов, создание комфортных, безопасных и интересных школ, улучшение здоровья учеников. По схожей схеме развивается и общее среднее образование в Беларуси.
Увидеть это своими глазами гости смогли, посетив несколько учебных заведений Гомельщины. Надо сказать, последние годы этот регион заметно выделяется новаторскими подходами. Один из них - работа с одаренными детьми. В городе над Сожем ей придали характер постоянства, которое сочетает в себе этап отбора, подготовку и стимулирование успехов на уровне власти. Результаты не заставили себя ждать. Гомельские школьники сегодня лидируют в олимпиадном движении. Гимназия N 51 областного центра в этом смысле одна из самых показательных. Впечатлила она и российских педагогов. Девиз учреждения -"Творчество и интеллект". Научить детей учиться - основная задача, которая здесь достигается через нестандартные проекты, общешкольные игры, праздники, конференции.
Еще одна запоминающаяся картинка семинара - визит в сельскую школу населенного пункта Урицкое Гомельского района. Именно здесь два года назад открылся первый в Беларуси виртуальный филиал Русского музея. Такую возможность урицкие педагоги получили, выиграв конкурс. Сегодня проект живет и насыщается новыми идеями: интернет-фестивали, виртуальные экспедиции, "телемосты" и конкурсы.
- Потрясающе, - не скрывал эмоций Гарри Микаелян, директор средней общеобразовательной школы здоровья N1100 Москвы. - Много интересных находок. В целом развиваемся мы очень похоже. Но есть одна деталь. В своем движении российское образование более прагматично. А вот что я для себя отметил в Беларуси - педагогам здесь удается сохранять в преподавании эмоциональность и душевность. Очень важное качество, которое в наш быстрый век легко утрачивается, ценится - высоко.
К моменту завершения семинара было очевидно - нужно чаще встречаться. Для себя россияне взяли на "карандаш" модель работы с талантами, примеры внешкольной занятости, социальные проекты. Белорусов же всерьез заинтересовали школы здоровья, новые образовательные стандарты. Наметили и тему будущей встречи - детские сады. Надо полагать, и здесь коллег ждет немало полезных открытий.