23.11.2010 00:30
Общество

Для успешного развития печатным СМИ придется освоить модель продажи платного контента

Для успешного развития печатным СМИ придется освоить модель продажи платного контента
Текст:  Евгения Решетникова
Российская Бизнес-газета - : №44 (777)
Читать на сайте RG.RU

Лидеры издательской индустрии собрались на форуме Publishing Expo 2010, чтобы обсудить наиболее важные тенденции отрасли и определить актуальные задачи для развития российского медиарынка на ближайшую перспективу. В рамках форума прошла конференция, посвященная тенденциям в бизнесе печатных СМИ, поиску новых доходов и моделей бизнеса.

По мнению участников форума, прошедший кризис показал, что для успешного развития требуются инновационное мышление, быстрая реакция, готовность рисковать. 2009 год оказался едва ли не самым сложным в российской индустрии печатных СМИ. Это и серьезное падение рекламы, больше 40%, и перераспределение читательского спроса, и потеря объемов и качества изданий. Вместе с тем кризис принес и положительные моменты - оздоровление рынка. Прежде всего с рынка исчезли неперспективные проекты. Многие компании оптимизировали расходы. Участники форума отметили серьезный рост конкуренции на рынке, и не только среди издательств, но прежде всего конкуренцию за читателя.

По мнению экспертов, в этом году уже можно говорить о восстановлении рынка прежде всего за счет роста рекламы. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), рост газет относительно 2009 года составил 20%, и это самый большой показатель среди других СМИ (исключая Интернет и новые медиа). Вслед за ростом рекламы увеличилась полосность и объем изданий.

"Среди негативных тенденций 2010 года можно отметить рост цены на прессу - 8-10% за текущий год, - подчеркнула исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Юлия Казакова. - Доля прессы в оборотах розницы сокращается. Наблюдается стагнация подписки и устойчивая тенденция к сокращению совокупного подписного тиража. В 2010 году появились приложения для цифровых платформ, для нового цифрового паблишинга, которые стали использовать печатные СМИ. Сегодня у многих ведущих газет и журналов есть версии для iPhon и iPad. Многие издатели ищут себя именно в этом направлении. Рост аудитории в этом сегменте довольно существенный и быстрый.

В начале 2011 года мы столкнемся с повышением тарифов на госмонополии. Вверх пойдут все цены, что не может не отразиться и на издательском бизнесе. Будет продолжаться рост цен на бумагу и прессу. Сохранится стагнация подписки, а также мы ждем рост тарифов на магистральные перевозки. Сейчас все предприниматели, не только издатели, ищут новые подходы, новые модели бизнеса. Если найдут - значит, будут развиваться дальше".

Статистические данные показывают, что из экономического кризиса издательствам, полиграфическим предприятиям, медиахолдингам удалось выбраться во многом благодаря умению принять новые правила игры и за счет ранее накопленных ресурсов. Обострившаяся конкуренция стимулировала появление инновационных идей, более жизнеспособных моделей ведения бизнеса.

"Приятно осознавать, что отрасль с честью выдержала удар, - отметил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев. - Новый вызов времени связан с технологическими прорывами. Объемы информации растут, она нуждается во все более быстрых и эффективных способах передачи и распространения. Задача номер один издательского бизнеса - внедрение новых технологий, разработка новых типов контента, интересного как потребителям, так и рекламодателям".

По мнению участников форума, сегодня мы переживаем этап, который связан со сверхбыстрым изменением в потребительской аудитории. Все это предопределило разговоры о скорой смерти газет по той простой причине, что газеты не успевают за этой быстрой переменой. В этом есть доля правды, но, к сожалению, правда только в отношении нашей страны. В мире газетные издательства быстро и адекватно отвечают на происходящие изменения.

"Несмотря на все разговоры о гибели газет как медиа, их тиражи в глобальном масштабе продолжают расти, - подчеркнул заместитель генерального директора концерна "Российская газета", вице-президент Всемирной газетной ассоциации WAN-IFRA Евгений Абов. - И хотя мы вынуждены сообщить о сокращении суммарного тиража ежедневных газет, однако за 5 лет в целом динамика по миру положительная. Это увеличение за 5 лет составило 5,7%. Сокращение не носит глобальный характер и в основном характерно для развитых рынков Северной Америки и Европы. Что касается других рынков, то там, наоборот, происходит увеличение тиражей. Происходит последовательный рост платных ежедневных газет в развивающихся регионах. Это в первую очередь Азия, Южная Америка и Африка. Все это происходит на фоне тиражного спада ежедневных платных газет на развитых рынках. И хотя общий тираж платных ежедневных газет сократился, их число продолжает расти".

Количество бумажных изданий в мире, по данным WAN-IFRA, с каждым годом увеличивается. В основном это происходит за счет появления узкоспециальных продуктов для определенных аудиторий. Эта тенденция характерна практически для всех регионов, но в первую очередь для Азии. За 5 лет число газетных изданий увеличилось там на 20%. С азиатскими газетами почти на равных стоят газеты Латинской Америки. Их количество за 5 лет выросло на 17%.

По мнению участников форума, основным барометром рынка всегда считались тиражи крупных ежедневных газет. Но в последние годы число неежедневных газет заметно возросло во всем мире. Основа этого численного роста, как правило, местные газеты. Этот рост особо заметен в Азии.

"За год количество еженедельников увеличилось на 6%, а за 5 лет - на 28%, - заявил Евгений Абов. - Растущий вес азиатских газет в совокупных газетных тиражах подтверждается тем, что 67 из 100 крупнейших газет мира издается именно в Азии. Крупнейшая японская газета, выходящая дважды в день, имеет тираж более 10 млн экземпляров. В Индии, в стране, про которую говорят, что больше половины ее населения неграмотно, имеет крупнейшую в мире англоязычную газету Times of India с тиражом более 3,5 млн экземпляров. Если Азия доминирует по общим тиражным показателям, то по показателям проникновения и охвату территории доминируют пока только европейские страны. На сегодняшний день газеты охватывают больше мирового населения, чем Интернет. И будут доминировать и в будущем, какую бы форму они ни приняли. Конечно, доля Интернета растет и на каком-то этапе она обгонит бумажные газеты, но об этом говорить еще рано".

Сокращение рекламных доходов сказалось на всех сегментах печатного бизнеса. По данным Zenith Optimedia, глобальные расходы всех печатных медиа сократились примерно на 11,5%. Продолжается сокращение доли печатных газет в общем рекламном пироге. По мнению экспертов, Интернет обгонит печать по рекламным доходам уже в следующем году. Еще большую значимость в этой связи приобретет модель платного доступа к газетному контенту. Уже появляются такие модели, когда платный контент приносит издателю почти половину доходов. При этом доходы от цифровой рекламы существенно отстают от доходов печатной рекламы. По мнению участников форума, доходы от продажи тиража и контента, его заменяющего, будут играть все более значительную роль в общем портфеле выручки газетных компаний. По данным исследования Microsoft Advertising, проводимого на британском рынке, 1 фунт, потраченный на рекламу в печатных СМИ, приносит 5 фунтов прибыли.

"Информационная отрасль тратит гигантские деньги на сбор новостей, и газетная отрасль лидирует по этому показателю, - отметил Евгений Абов. - За эти новости, как бы они ни распространялись, надо платить, потому что на всех, кто занят в газетном процессе, денег не хватит. Основная часть потребителей уже сейчас понимает, что когда-нибудь ей придется платить за контент. Если газеты не сумеют освоить модель продажи платного контента, то они должны будут уйти из бизнеса".

Объем рекламы в средствах ее распространения в январе - сентябре 2009 - 2010 гг.

СМИ и соцсети