В регионах проходят публичные обсуждения бюджетов на трехлетку - 2011-2013 гг. Очередная попытка перехода на программно-целевое бюджетирование обусловила перераспределение расходов федерального бюджета (ФБ) по отраслевым статьям. Соответственно, плановое снижение дефицита и расходной части ФБ по годам трехлетки за счет снижения почти всех статей уже привели к значительному усыханию прогнозных бюджетов регионов, а следом и городов на 2011-2013 годы.
Снижение межбюджетных трансфертов из ФБ в регионы с почти 1,5 трлн руб. в 2009 г. до 938,5 млрд руб. в 2013 г. плюс остаточное влияние экономического кризиса привели к значительному снижению прогнозных доходов и расходов бюджетов почти всех субъектов РФ в 2011 г.
Несколько лучше бюджетная ситуация по доходам у регионов-доноров, к которым примыкает и экономически сильный Красноярский край. Доходы его бюджетов растут по годам трехлетки, за исключением 2011 г. - 104,85 млрд руб. (2010 г. - 107,6 млрд руб.); 2012 г. - 110,2; 2013 г. - 117,9 млрд руб. Расходы же изменяются незначительно. В итоге расходы бюджетов 2011 и 2013 гг. даже совпадают, а дефицит бюджета за трехлетку снизится с 18 до 5 млрд руб.
В дотационной Волгоградской области ситуация близкая - падение расходов и доходов в 2011 г., стабилизация в последующие годы, снижение дефицита за трехлетку с 7 млрд руб. в 2011 г. до 3 млрд руб в 2013 г.
Прогнозные расходы дотационной Орловской области по годам трехлетки почти не меняются, что означает их реальное ежегодное снижение на уровень инфляции. И даже у Липецкой области - региона-донора - с бюджетами не все гладко. Падают прогнозные доходы и расходы в 2011-2012 гг., и только в 2013 г. расходы бюджета почти достигнут уровня 2010 г., но не превысят его. В целом регионы выполняют установку минфина на снижение дефицитов бюджетов в течение трехлетки. Но при снижении межбюджетных трансфертов это привело к прогнозному снижению в 2013 г. расходов по всем статьям, связанным с инвестированием развития человеческого капитала (ЧК), а также по статье "национальная экономика".
Стартует бюджетная трехлетка в регионах со снижения доходов и расходов в реальном исчислении с учетом инфляции. У Красноярского края снижение расходов бюджета составит в 2011 г. 17%, у Воронежской области - 16%, у Волгоградской - 10%, у Липецкой - 12%.
Корни бюджетных проблем дотационных регионов, средних и крупных городов растут из бюджетных реформ начала ХХI века, а также из недальновидной финансовой и бюджетной политики ускоренного наращивания экономически необоснованных социальных затрат, неравномерного роста пенсий и опережающего роста доходов населения в сравнении с ростом производительности труда. Сюда же надо приплюсовать высокую инфляцию даже в кризисном 2009 году, "поддерживаемую" опережающим ростом цен на услуги и продукцию ЖКХ и госмонополий государством.
Популизм в экономике, в том числе в части неравномерного роста пенсий и опережающего роста заработной платы, не привел к положительным результатам. Значительная доля пенсий выплачивается ежегодно из ФБ: в 2011 г. на пенсии выделено 890,9 млрд руб., всего же в 2011 г. на все социальные выплаты ПФ - 2324,4 млрд руб. Необходимо повышение эффективности и оптимизация функций ПФ, чего не происходит.
В сложившейся ситуации министр финансов Алексей Кудрин вполне резонно предлагает постепенно и понемногу с 2015 г. повышать пенсионный возраст. Высшим руководством страны предложение пока не поддержано, но и не отвергнуто в долгосрочном периоде. Из бывших республик СССР только Россия, Беларусь, Украина и Таджикистан не изменили возраст выхода на пенсии. В Казахстане (жен/муж) он уже - 58/63, в Грузии - 60/65, в Эстонии - 63/63 и т.д. Повысили пенсионный возраст и страны Восточной Европы. Для фундаментального решения бюджетных проблем регионов и МО необходимо повышать производительность труда и эффективность экономики. Этому способствует, в частности, и снижение налогового бремени на бизнес, что повышает инвестиционную привлекательность страны. А оно в РФ, напротив, увеличивается в 2011 г. - работодатели со следующего года будут платить страховые взносы в размере 34% от фонда заработной платы, а не 26%, как сейчас. Вернулись назад, когда этот налог составлял 35,6% и подавлял экономику, раздувая ее теневой сектор.
За счет увеличения страховых взносов в 2011 г. доходы ТФОМС вырастут скачком в 1,6 раза. Но эффект этот будет временным и минусы за счет снижения поступлений налога на доходы физлиц (увеличение зарплат в конвертах), роста теневой экономики перевесят разовые плюсы.
Напомним, что в развитых странах мира ставка рефинансирования (или ее аналог) снижена до нуля или близка к нему с целью оживления деловой активности. И дешевые кредиты, низкая инфляция, невысокое налоговое бремя на экономику, высокое качество человеческого капитала и жизни в совокупности способствуют выходу из кризиса и росту ВВП за счет сектора высоких технологий и инновационной экономики. В России весь этот набор - пока один из худших.
В межбюджетных отношениях существует явный дисбаланс интересов субъектов РФ и их столиц. Внешняя сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов РФ не отражает их глубинную разбалансированность, значительные дефициты бюджетов городов РФ, их общую бюджетную недостаточность. И эту проблему крупнейших городов можно решить, передав им законодательно полностью НДФЛ в соответствии с их особой значимостью. И логика тут довольно очевидная - все местные налоги будут связаны с личной собственностью гражданина - с его недвижимостью и доходами.
И очевидно одно - в стране и регионах назрели непопулярные, но необходимые для развития экономики и долгосрочной стабилизации финансовой и бюджетной систем меры по постепенному, пошаговому увеличению пенсионного возраста, по снижению, а не росту налогового бремени на бизнес. Назрела необходимость перехода на прогрессивную шкалу НДФЛ. Имеют под собой научную и экономическую почву предложения по удлинению трудового года в РФ в рабочих часах. Производительность труда у нас одна из самых низких, а по числу праздников в году и по краткости рабочей недели - мы одни из лидеров в мире. И без реализации этих непопулярных мер затруднительно будет осуществить модернизацию страны и экономики.
Высокие цены на нефть и газ (свыше $80 за баррель) и растущие нефтегазовые доходы могут вновь подвигнуть власти на необоснованное увеличение социальных и прочих затрат, изменить сформированную на трехлетку жесткую бюджетную политику, ориентированную на результат. Как это уже было в недавнем прошлом. Но тогда голландская болезнь экономики страны только обострится. Ну а дополнительные нефтегазовые доходы от роста цен неплохо было бы направлять на развитие человеческого капитала как основного фактора долгосрочного развития современной экономики, исполняя бюджетное Послание президента РФ, а также в развитие инфраструктуры регионов. И не повышать налоги на бизнес, как и на имущество небогатых граждан и формирующегося среднего класса. Пусть он созреет.