23.11.2010 00:49
Экономика

Новую скоростную магистраль между Москвой и Петербургом построят дешевле

Текст:  Алексей Стригин
Российская Бизнес-газета - : №44 (777)
Читать на сайте RG.RU

 

На ДНЯХ в Мадриде была представлена концепция высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой. Ее подрядчик будет выбран до февраля следующего года.

Как стало известно, стоимость строительства высокоскоростной магистрали между Петербургом и Москвой (ВСМ) будет снижена в три с половиной раза - до 350 миллиардов рублей.

- Сэкономить удастся путем гармонизации европейских и российских стандартов строительства, - заявил Денис Муратов, генеральный директор компании, осуществляющей руководство проектом.

Другими словами, управляющая компания намерена провести адаптацию существующих европейских стандартов, так как в настоящий момент в России пока не существует высокоскоростного железнодорожного транспорта, курсирующего на скорости выше трехсот километров в час, а значит, и нормативная база для него отсутствует. Такой подход позволит сэкономить время и средства разработчиков проекта.

Еще одним инструментом снижения затрат станет тендер, путем проведения которого определят подрядчика. Как показывает мировой опыт, строительство подобных объектов в результате проведения тендера может "упасть в цене" до 40 процентов.

И наконец, третьим инструментом удешевления проекта станет сама схема государственно-частного партнерства на основе контракта жизненного цикла (КЖЦ), еще неизвестная в России. Схема КЖЦ предполагает формирование единого контракта с подрядчиком на предоставление сервиса доступной и качественной инфраструктуры в течение всего срока жизни объекта. Другими словами, инвестор занимается проектированием, строительством, эксплуатацией и финансированием проекта. После введения магистрали в эксплуатацию РЖД начинает ежегодную оплату затрат инвестора, которая зависит от качества предоставляемых инвестором услуг - времени поездов в пути, количества опозданий и т.д.

При КЖЦ государство не инвестирует средства в магистраль. Проектирование, строительство и сдача объекта в эксплуатацию ведется за счет подрядчика. После этого государство будет платить не за объект, а за сервис работающего объекта в течение всего его жизненного цикла, достигающего сорока лет.

Оплата сервиса начинается с момента запуска проекта в эксплуатацию и осуществляется ежегодно при обязательном выполнении ряда критериев, таких как: время в пути, доступность магистрали, количество опозданий, количество сбоев, аварий.

В течение двух последующих лет будет проводиться оформление прав на земельные участки и создаваться нормативная база ВСМ. В следующем году будут проводиться инженерные изыскания, а с 2012 года начнется закрытие финансового проекта.

Как говорят эксперты, проект окажет позитивное влияние на трафик и безопасность движения на магистрали Москва - Петербург, так как после открытия ВСМ на нее могут быть переведены "Сапсаны". Хотя последнее утверждение можно поставить и под сомнение - руководство дороги уже сейчас активно присматривается к поездам "Аллегро", которые начнут курсировать на другой скоростной трассе - Санкт-Петербург - Хельсинки. При этом, как заявил представитель концерна в России, Siemens заинтересован в проекте строительства высокоскоростной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом. В общем, это и понятно - речь идет об участии в создании системы высокоскоростного движения страны, который является стратегическим проектом РЖД. Сейчас, по словам президента компании, изучается вопрос о запуске скоростных поездов по маршрутам Москва - Берлин и Москва - Париж.

Алексей Стригин

Санкт-Петербург

Железные дороги Москва Санкт-Петербург Северо-Запад Столица ОАО "Российские железные дороги"