Российские вузы не спешат создавать наукоемкие предприятия. Среди основных причин - законодательные проблемы, инертность научного сообщества и отсутствие квалифицированных менеджеров, способных вывести разработку на рынок.
Об этом говорилось на представительной конференции с участием сотрудников научно-образовательных центров страны, которая состоялась в столице. Представители вузовской и академической науки из Москвы, Воронежа, Курска, Белгорода и ряда других городов обсудили проблемы коммерциализации разработок. Как выяснилось, получение прибыли от научной деятельности сейчас сводится к трем основным вариантам: помимо создания предприятий, это продажа лицензий и проведение исследований на заказ.
Торг не уместен
Как констатировали участники собрания, самый простой способ заработать деньги на науке состоит в продаже лицензий и отчуждении исключительных прав на результаты инновационной деятельности. Именно так часто поступают ведущие западные вузы: только один Массачусетский технологический университет, в управлении которого около 3000 патентов, ежегодно зарабатывает на них порядка 50 миллионов долларов. Российские вузы вынуждены искать другие пути: скажем, МГУ не получает от своих патентов ни копейки.
- Еще в 2005 году минфин и Федеральное казначейство исключили доходы, получаемые от продажи лицензии и уступки патентных прав, из списка разрешенных для бюджетных организаций образовательного и научного профиля, - поясняет директор Центра трансфера технологий Московского госуниверситета Олег Дьяченко. - Парадокс в том, что вуз или научная лаборатория вполне могут заключить лицензионный договор с бизнес-структурой, но не имеют права использовать заработанные средства в своих интересах. Правда, некоторые вузы успешно обходят этот запрет. Для этого необходимо внести изменения в устав вуза, указав соответствующий вид предпринимательской деятельности в качестве разрешенного, затем зарегистрировать их в минобрнауки и, наконец, уведомить об этом отделение Федерального казначейства. По такому пути, например, пошел Белгородский госуниверситет.
Впрочем, этот опыт - скорее исключение на общем фоне. В Центральном федеральном округе большинство университетов, обладающих патентами, связывают свои надежды с либерализацией образовательного законодательства, в результате которой все российские вузы смогут заниматься предпринимательской деятельностью независимо от форм собственности. Такие изменения уже внесены на рассмотрение Комитета по образованию и науке Совета Федерации.
В поисках заказчика
Самым распространенным путем получения финансовой отдачи от науки остается проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на заказ. Однако массовых заявок от промышленников в вузах ЦФО не наблюдается. Одни представители бизнеса не осознают необходимости внедрения инновационных разработок в производство, другие - скептически относятся к "теоретикам" из университетских лабораторий, считая, что они слишком далеки от проблем реального производства.
В последнем случае крупные промышленные предприятия предпочитают создавать собственные конструкторские бюро наподобие тех, что существовали в советское время. Несколько лет назад такое дочернее предприятие создала белгородская компания, занимающаяся возведением недвижимости и производством стройматериалов. На первом этапе новая структура пыталась работать с изобретателями и рационализаторами. Но с началом кризиса ее деятельность свелась преимущественно к продвижению технологий энергосбережения на предприятиях, входящих в управляющую компанию.
В апреле нынешнего года правительство России приняло постановление № 218, призванное поддержать кооперацию вузов и других организаций, готовых создавать высокотехнологичные производства. Помимо московских университетов, в Центральном федеральном округе соответствующие гранты минобрнауки выиграли также белгородцы и воронежцы.
Расположенный в Белгороде опытно-экспериментальный завод, занимающийся производством материалов для стоматологии, воспользуется разработками местных нанотехнологов. Воронежским промышленникам предстоит развивать проект в сфере гражданской авиации совместно с государственным техническим университетом.
Создать и отчитаться
Создание стартап-компании эксперты оценивают как наиболее перспективный способ коммерциализации научных идей. Но и сложностей на этом пути немало. Как правило, ученые и инвесторы говорят на разных языках. Первые делают акцент на технических характеристиках изобретения и научных регалиях разработчиков. Вторых куда больше интересуют вопросы, связанные с востребованностью идеи на рынке, конкурентоспособностью и степенью защиты интеллектуальной собственности. Совместить единство противоположностей удается крайне редко.
- Человек, который хочет заняться наукоемким бизнесом, должен решить, какова его роль в процессе коммерциализации, - говорит Олег Дьяченко. - Как показывает опыт, оставаться в науке и параллельно возглавлять малое инновационное предприятие невозможно. В лучшем случае из такого человека получается плохой бизнесмен и средний ученый.
Полтора года назад депутаты Госдумы приняли федеральный закон № 217, который позволил вузам учреждать наукоемкие предприятия, внося в уставной капитал право использования результатов интеллектуальной деятельности. Предполагалось, что еще до конца 2009 года российские вузы создадут 925 малых предприятий и более 11 тысяч рабочих мест. На практике в начале 2010-го эти цифры были в десять раз меньше.
- Произошла подмена понятий, - констатирует эксперт. - Закон ориентирован на практическое применение научных результатов - на практике это вылилось в создание малых предприятий. Закон предполагал, что основным игроком должен быть инвестор - на деле в его роли выступает само учебное заведение. Законодатели рассчитывали, что вузы будут готовить результаты инновационной деятельности для инвесторов, а в университетах решили, что их задача - создать определенное число малых предприятий и тем самым отчитаться перед министерством.
Впрочем, даже критики вузовских проектов признают: трудно ожидать от них полноценной отдачи в условиях, когда университеты не могут передавать в собственность малым предприятиям имущество и оборудование, а также предоставлять помещения в аренду на льготных условиях.
- Чтобы сдать помещение в аренду, мы обязаны провести конкурс, где решающим фактором является цена, - объясняет профессор Воронежского госуниверситета Василий Попов. - Высокотехнологичная компания, начинающая "с нуля", вряд ли сможет предложить за площадку в бизнес-инкубаторе в центре Воронежа большую сумму, чем пришедшая со стороны фирма, которая уже крепко стоит на ногах.
Справка "РГ"
В настоящее время в государственном реестре - более 550 малых инновационных предприятий при российских вузах.