В Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета глав правительств СНГ (СГП). В перечне главных тем для обсуждения стоял вопрос о ходе подготовки предварительного проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года (Программа).
В разработке Программы участвуют: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Украина. С докладом на заседании СГП выступил руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) - заказчик-координатор Программы Фарит Мухаметшин.
Руководитель Россотрудничества Фарит Мухаметшин рассказал об особенностях Программы и тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться ее разработчикам.
Российская газета: На каких принципах основана новая Программа?
Фарит Мухаметшин: Надо сказать, что внесенная на рассмотрение заседания Совета глав правительств Программа основана на положениях, заложенных в Стратегии экономического развития СНГ и Основных направлениях долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере, которые были приняты в течение двух последних лет. При этом разработчики исходили из решений СГП о необходимости радикального пересмотра сложившихся форматов научно-технологического взаимодействия на пространстве Содружества и выхода на новый этап интеграционных процессов.
Один из важнейших принципов, на котором базируется Программа, это государственно-частное партнерство.
Не секрет, что каждая страна, входящая в Содружество, сформировала свою инновационную систему и инструменты инновационного развития. Кто-то больше продвинулся в этом направлении, кто-то меньше. Но есть желание эффективно их использовать и дорабатывать. Для этого нужно создать единый механизм инновационного сотрудничества, если хотите, некую матрицу взаимодействия, которую можно было бы применять в различных областях.
Поэтому цель разрабатываемой Программы - предложить широкоформатный механизм, позволяющий гармонизировать национальные инновационные системы, национальные законодательства, разрабатывать и реализовывать межгосударственные целевые программы и инновационные проекты других форматов в интересах повышения глобальной конкурентоспособности экономик государств - участников СНГ в новых политических и экономических условиях.
Предварительный проект состоит из пяти подпрограмм. Они включают: межгосударственную кооперацию в инновационной сфере; развитие научно-технологического потенциала; кадрового обеспечения инновационного сотрудничества; совместного использования и развития инновационной инфраструктуры, а также межгосударственного регулирования инновационной деятельности. В принципе каждая из них, по сути, является целевой программой.
Кроме того, в документе предусмотрен блок управления реализацией Программы, финансирования ее мероприятий и проектов, а также мониторинга и оценки эффективности исполнения. В настоящее время этот раздел еще проходит процедуру согласования с национальными госзаказчиками и разработчиками.
РГ: Об инновационном развитии говорят уже достаточно долго. В чем состоит новизна и особенность предлагаемого проекта?
Мухаметшин: В Программу заложены самые передовые подходы в инновационной сфере - технологические платформы, центры превосходства и другие. Россия приступает к формированию технологических платформ прежде всего благодаря активной работе Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, возглавляемой премьер-министром России Владимиром Владимировичем Путиным.
Чтобы было понятнее, технологическая платформа - это некая виртуальная площадка, которая позволяет всем участникам "игры" объединиться под конкретный проект с точки зрения разработки, создания нового инновационного продукта и вывода его на рынок. Технологическая платформа - это попытка объединить научные институты, исследовательские центры, промышленность, способную к реализации новых идей, финансистов и представителей бизнеса.
В свою очередь развитие сети центров превосходства для подготовки кадров в сфере инновационного сотрудничества должно помочь обеспечить страны СНГ современными, инновационно мыслящими молодыми специалистами. Предполагается развивать такие программы в первую очередь в области менеджмента высокотехнологичного бизнеса, венчурной индустрии, правового регулирования в инновационной сфере и т.п.
РГ: Говоря об инновационной составляющей, вы сослались на европейский опыт. Значит ли это, что предлагаемая Программа нацелена на сотрудничество не только с ближним, но и c дальним зарубежьем?
Мухаметшин: Так и есть. Это еще один важный аспект в разрабатываемой Программе. Учитывая стремление национальных исследовательских центров, университетов и инновационных компаний стран СНГ к кооперации с европейскими партнерами, разработчики сочли необходимым заложить в Программу подходы, позволяющие выйти на взаимодействие с проектами 7-й рамочной Программы Европейского cоюза и аналогичными мероприятиями стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге разработчики как бы достраивают, дополняют эти известные программы. Возможно, программа Содружества сможет встать с ними в один ряд.
РГ: В разработке Программы принимают участие 8 стран Содружества. А как быть с теми странами, которые не вошли в "восьмерку"?
Мухаметшин: Эта Программа не какой-то закрытый клуб. На сегодняшний день есть такие примеры, когда страны, не участвующие в разработке Программы, высказывают свою заинтересованность по ряду проектов. И если эти интересные для них проекты будут реализовываться в рамках Программы, то другие государства могут подключиться к работе над ними.
РГ: Выступая на СГП, вы обратили внимание членов Совета на имеющиеся противоречия и, в частности, на необходимость внесения изменения в название самой Программы?
Мухаметшин: Разработка такого широкоформатного построения Программы входит в противоречие с положениями, прописанными в документе "О порядке разработки, реализации, финансирования межгосударственных целевых программ Содружества Независимых Государств", утвержденном решением Совета глав правительств СНГ еще 16 апреля 2004 года. Это и понятно, ведь Порядок разрабатывался семь лет тому назад в других экономических условиях.
В чем заключаются эти противоречия? В частности, Порядок не предусматривает использование механизмов государственных гарантий, бюджетного кредитования, облигационных займов, налоговых, таможенных, тарифных льгот и преференций, введение льготных обязательных условий при закупках инновационной продукции, использование договорных форм концессионного типа и других механизмов государственно-частного партнерства.
Порядок также не предусматривает создание органа управления - оператора Межгосударственной программы.
Наконец, действующим Порядком не предусмотрена возможность финансирования Программы и ее инновационных проектов из национальных, межгосударственных и международных фондов - венчурных, трастовых, институтов развития, банковских учреждений, а также за счет других средств, поступающих из внебюджетных источников.
Присутствие в названии слова "целевая" сильно сужает возможности Программы инновационного сотрудничества стран Содружества. В свою очередь переход от целевой к широкоформатной Программе расширит возможности финансирования и реализации инновационных проектов.
Таким образом, по единому мнению заказчика-координатора и головного разработчика, национальных государственных заказчиков и национальных разработчиков, а также Исполкома СНГ необходимо изменение формата и, соответственно, названия Программы. Что касается российской позиции, то такой подход поддерживают Мин-экономразвития, Минфин и Мин-обрнауки России.
Поэтому мы и обратились к председателям правительств стран Содружества с просьбой рассмотреть возможность таких изменений.
Совет глав правительств, заслушав подробное обоснование, принял решение изменить название Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года на Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, исключив слово "целевой".
РГ: Насколько справедливо говорить о том, что все проблемы позади?
Мухаметшин: Нет, как говорится, вся работа только начинается. Надо сказать, что когда 17 сентября на заседании Экономического совета СНГ рассматривался предварительный проект Программы, то Экономический совет рекомендовал национальным государственным заказчикам ускорить подготовку национальных частей Программы, а также инновационных подпрограмм и проектов. Следует откровенно признать, что национальные части Программы - это на настоящий момент слабое место в разработке документа. Планируется, что этот вопрос будет рассматриваться 13-14 декабря этого года в Астане на заседании рабочей группы по разработке Программы.
В то же время в части наполнения проектного блока Программы от национальных заказчиков и разработчиков поступают предложения как по технологическим платформам, так и по инновационным проектам (уже около 140 проектов). Проекты находятся в разной степени оформления и проработки. После поддержки на СГП СНГ подходов авторов к разработке проекта Программы открывается "зеленый свет" для работы по доведению их до уровня, отвечающего критериям включения в Программу.
В апреле будущего года Программу предстоит представить на рассмотрение Экономического совета, а в мае 2011 года - на утверждение Совета глав правительств Содружества.