"Сложная ситуация" - эту раздумчивую фразу председатель правления ТСЖ "На Ярославке" Марина Ермакова слышит от чиновников уже пять лет.
С того дня, как их дом-новостройка с горем пополам был принят в эксплуатацию. Тогда же и выяснилось, что в нагрузку жильцам достался индивидуальный тепловой пункт, который придется самим содержать. В противном случае сидеть им без тепла и воды. В квитанциях на оплату "коммуналки" добавилась лишняя строка: "техобслуживание ИТП", что противоречит порядку начисления жилищно-коммунальных услуг. Но куда бы председатель ТСЖ ни обращалась за помощью: в управу, префектуру СВАО, минрегионразвития, - в ответ одно и то же: "Сложный случай".
Дольщики в засаде
В чем же проблема? Со строительством дома на Ярославском шоссе, 26а, не заладилось чуть ли не с самого начала. Инвестор (некое ЗАО "Корпоративное развитие нетрадиционных технологий в регионах") задолжал генподрядчику и субподрядчику, те подали в суд - в результате работы были остановлены. Дольщики, вложившие деньги, уже считали себя "обманутыми". О том, как Марина Ермакова заставила подрядчиков достроить 17-этажный дом, "РГ" рассказала еще в мае 2008 года. История почти детективная - с засадами на инвестора, который скрывался от встречи. Ермакова проследила все его передвижения, и в один прекрасный день, когда он приехал на стройку, по команде из леса появились многострадальные дольщики, журналисты с теле- и фотокамерами... Инвестора вынудили дать клятвенное обещание, что стройку не заморозят. Тем не менее на момент сдачи дома он был уже банкротом. Марина, которую жильцы дома выбрали председателем созданного ТСЖ, до сих пор пожинает последствия той незадачливой стройки. Теплопункт - из того же ряда...
Два миллиона на ветер
- Когда жильцы приступили к ремонту квартир, выяснилось: мы получаем тепло не напрямую, а через центральный теплопункт (ЦТП), который находится в здании Московского государственного строительного университета (МГСУ), - рассказывает Ермакова. - Он является абонентом, а мы - субабоненты. Так было и в проекте. Инвестор ради экономии средств подключился к соседнему университетскому пункту, чтобы не тянуть линию к ЦТП МОЭК. Вот и расхлебываем...
В МГСУ Ермаковой сказали: "У вас индивидуальный теплопункт - сами должны позаботиться. Не будет организации, осуществляющей техническое обслуживание, - не дадим тепла". А техобслуживание, между прочим, включает и покупку вышедших из строя механизмов. Все расходы легли на плечи жильцов.
-Нам приходится оплачивать передачу тепла трижды: поставщику теплоэнергии на территорию МГСУ, посреднику - самому МГСУ и организации, обслуживающей ИТП, - перечисляет Марина. - В итоге получается выше тарифа, утвержденного правительством Москвы. А это нарушение законодательства.
Каждому жильцу теплопункт обходится по 5,28 руб. за квадратный метр. В месяц со стометровой квартиры - больше полтысячи... За пять лет дом в общей сложности переплатил больше 2 миллионов рублей.
ТСЖ попробовало несколько месяцев игнорировать счета за тех обслуживание - остановили насосы. Ермакова среди ночи побежала на теплопункт. "Я уже все знаю, - говорит она, - и как работает автоматика, и как включать тепловые насосы".
Отдадим в хорошие руки
Выход из "сложной ситуации" есть. И даже не один. О чем просит ТСЖ в обращениях к чиновникам? Либо посодействовать в передаче своего пункта на баланс специализированной организации ОАО "МОЭК", которая обслуживает центральные теплопункты и получает на это субсидии от города. Либо предоставить субсидии самому товариществу на компенсацию потерь, связанных с содержанием теплопункта. Из ГУ ИС СВАО, который получает бюджетные средства на покрытие разницы в тарифах на теплоэнергию, пришел отказ: "Выделение денежных средств на ежемесячное обслуживание, содержание и ремонт ИТП не предусмотрено действующим законодательством". МОЭК не против приемки объекта на баланс, но на определенных условиях. Например, если МГСУ передаст компании тепловой ввод и ЦТП, но университету какой резон отдавать собственность? Другой вариант: присоединить дом N 26а к ближайшему ЦТП МОЭК, на что потребуются миллионы рублей. На худой конец: перенести оборудование пункта из ведомственного ЦТП в подвал жилого дома. Но на это тоже нужны деньги. Опять собирать с жильцов?
Совсем недавно Ермакова получила на руки акт реализации инвест контракта относительно их дома (датирован он 18 декабря 2007 года), где прописаны обязательства сторон, в том числе - столичного правительства. В документе черным по белому написано: "100 процентов построенных и реконструированных в рамках настоящего контракта объектов инженерно-коммунального назначения - собственность Москвы в лице городского департамента имущества". Именно этот департамент должен был взять теплопункт на баланс. Но по умолчанию его "повесили" на ТСЖ.
Кстати, город, которому по контракту достались 20 процентов квартир, четыре года не оформлял собственность и не заселял очередников. Все это время ТСЖ содержало 33 пустующие квартиры за свой счет. Почти 3 миллиона рублей выложили жильцы из своих карманов.
Теперь товарищество собирается подать иск в суд о возмещении убытков, которые понесло из-за бездействия властей.
Без посредников
Товарищество товариществу рознь. Они и создавались по-разному. По словам Уполномоченного по правам человека в Москве Александра Музыкантского, с 1992 по 2007 год в Москве было организовано около 2 тысяч ТСЖ, включая ЖСК. Многие из этих товариществ отлично работают: здания в порядке, квартплата умеренная, ремонт идет. Но городские власти решили улучшить показатели и за три года довести число ТСЖ до 10 тысяч. Эту задачу (за счет городского бюджета) ретивые управы выполняли всеми правдами и неправдами. Поэтому сегодня в судах - сотни исков по поводу ликвидации "липовых" ТСЖ. Удивительно другое: такие навязанные жильцам ТСЖ пользуются полной поддержкой на местах. "В то же время товариществам, созданным энтузиастами (как "На Ярославке"), без конца вставляют палки в колеса", - замечает Музыкантский.
- Представитель Ростехнадзора недавно выписал нам штраф за то, что дом не подключен к объединенной диспетчерской службе (ОДС) города, - жалуется Марина. - Инвестор, оказывается, и на этом сэкономил, "привязав" только к МГСУ. Но проект-то подписали все специалисты! Теперь мы установили два подъемника для инвалидов (в доме живут 20 семей с детьми-инвалидами), а их не принимают в эксплуатацию как раз потому, что дом не присоединен к ОДС. Чтобы протянуть два километра кабеля, нужен миллион рублей. Правда, департамент ЖКХ и благоустройства пообещал выделить деньги на линию связи.
Но даже несмотря на все сложности, квартплата в доме вполне божеская - ниже, чем в большинстве многоквартирных домов. Например, за однокомнатную жильцы платят примерно 1200 рублей в месяц, за четырехкомнатную - 3500. Это при том, что на их плечах - злополучный теплопункт и другие явно ненужные расходы. Ермакова эту загадку объясняет просто:
- ТСЖ сразу выбрало способ самоуправления. Никакой управляющей компании - сами крутимся. У нас прямые договоры с поставщиками ресурсов и услуг - посредников не кормим. Да и штат мизерный: я и бухгалтер. Отсюда и экономия.