В ближайшие годы минэкономразвития прогнозирует стабилизацию цен на нефть. Это значит, что они уже не смогут быть "мотором" российской экономики. Теперь ее должен "разогревать" внутренний спрос.
Однако пока он в значительной мере удовлетворяется импортом, признает глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Для того чтобы отечественные товары достойно конкурировали с привозными, нужна модернизация производства, а для нее - инвестиции. "Такой будет логика экономического развития на ближайшие годы, - сообщила Набиуллина. - Иначе планируемых темпов экономического роста нам не достичь".
Этот разговор с министром состоялся в узком кругу российских журналистов в Женеве после переговоров с европейскими специалистами о создании зоны свободной торговли между Евросоюзом и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
На вопрос "РГ", какой самый большой риск ожидает нашу экономику в следующем году, Эльвира Набиуллина в отличие от вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина назвала вовсе не дефицит казны, а именно снижение инвестиционного спроса. "Бюджетные риски известны, но они управляемы", - пояснила министр. Дефицит бюджета в этом году, по ее прогнозам, составит 4,5 процента ВВП, а не 5 процентов, как полагает минфин. И главная проблема сейчас, повторяет Набиуллина, это инвестиционный спрос. Создание финансовых резервов очень важно, не стала отрицать она заслуги минфина в докризисные годы. Но если мы хотим иметь устойчивое развитие экономики, то главная цель это не накопленные резервы, а диверсификация и конкуренто-способность экономики, чего без инвестиций на нынешнем этапе добиться невозможно, подчеркнула Набиуллина. Однако приток прямых иностранных инвестиций практически сократился. Если до кризиса на них приходилось около 10 процентов от общих инвестиций в основной капитал компаний, сейчас их доля упала до 5 процентов, сожалеет Набиуллина.
Глава минэкономразвития заочно вступила в спор с Алексеем Кудриным и о тенденциях в налоговой сфере. По ее мнению, возможности для дальнейшего повышения налогов исчерпаны. Напомним, буквально на днях глава минфина на налоговой конференции отстаивал точку зрения прямо противоположную той, которой придерживается минэкономразвития. Кудрин заявил, что повышение налогов - это не временное явление, а общий вектор мировой экономической политики. Также Кудрин выразил сомнение в эффективности налоговых льгот. По его словам, без бюджетной консолидации, то есть сокращения расходов, нам точно не обойтись.
Впрочем, у минфина и минэкономразвития в налоговых вопросах традиционно разные взгляды. Правда, на недавней конференции против повышения налогов в защиту бизнеса высказался еще и помощник президента Аркадий Дворкович. Уже в следующем году оценивать эффективность льгот можно будет с помощью специального мониторинга, рассказала Набиуллина. Министр не согласна с утверждением Кудрина, будто налоговые льготы неэффективны. Другое дело, не всегда решения по преференциям доводятся до конца, признала она. Бывает и так, что закон принимается, а механизм его использования так и не появляется. В итоге полезные инновации не работают. Заметим, что такие проблемы подчас возникают не только в налоговой сфере.
В целом же налоговая система, убеждена Набиуллина, не может быть нейтральной, она должна играть стимулирующую роль. Иначе инвестиции по-прежнему будут вкладывать только в энергетические сектора и отрасли, связанные с потребительским спросом, то есть дающие быструю отдачу. А нам нужны еще и "умные" инвестиции в инновации. Иначе никакой модернизации в России никогда не будет, предупредила министр.
Особую тревогу сейчас ей внушает повышение со следующего года ставок страховых взносов в социальные фонды - с 26 до 34 процентов. По этому поводу давно бьет тревогу бизнес. Недавно эксперты представили удручающие расчеты: в результате повышения ставок потери ВВП могут составить от 0,5 до 1 процента роста. "Все будет зависеть от поведения бизнеса", - говорит Набиуллина. А оно, по ее прогнозам, скорее всего, будет меняться - особенно по малому и среднему предпринимательству. "Мы опасаемся, что тенденция выхода бизнеса из тени замедлится", - сказала министр. Другими словами, есть опасность, что предприниматели снова уведут доходы в тень.
Но, судя по всему, возможность пересмотра ставок в правительстве либо не обсуждается, либо уже отвергнута. По крайней мере глава минэкономразвития сказала, что сейчас задачей является выработка компенсирующих мер. Для малого инновационного бизнеса, резидентов технико-внедренческих экономических зон ставка страховых взносов в течение нескольких лет сохраняется на прежнем уровне, напомнила министр. Они будут платить в социальные фонды не 36, а 14 процентов. Кроме того, малому и среднему бизнесу министерство собирается помочь в рамках госпрограммы поддержки, сделав акцент на закупки в лизинг нового оборудования. Поскольку трудовые ресурсы для малого и среднего бизнеса становятся дорогими, он будет меньше нацелен на создание новых рабочих мест, пояснила министр. И чтобы выжить и повысить производительность труда, компаниям понадобится новое оборудование. Еще один резерв для поддержки малого и среднего бизнеса - сокращение административных барьеров. По разным оценкам, бизнес тратит на их преодоление почти 6 процентов от выручки, говорит Набиуллина. Впрочем, быстро барьеры не снизить. "Это не делается одномоментно, результат растянут во времени", - признает Набиуллина.
Однако пока, дала понять министр, не идет речь о понижении налогов. Возможностей для этого нет из-за больших бюджетных расходов. Впрочем, возможности исчерпаны и для повышения фискального бремени, тут же добавляет Набиуллина. При этом она полагает, что все-таки следует резко повысить эффективность расходов и тогда уже вернуться к вопросу о снижении налогового бремени. Но когда это может быть - неизвестно. И как именно два ведущих экономических ведомства будут искать компромисс в своих подходах, тоже пока не совсем понятно. Соответственно неясно, что сделает приоритетом экономической политики в ближайшее время правительство. Эксперты ожидают, что точки над "i" расставит президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию.
Во вторник минэкономразвития опубликовало на своем сайте список российских компаний, акции которых планируется продать в 2011 -2015 годах.
По словам Набиуллиной, государство запускает процесс массовой распродажи "лишней" госсобственности. Вслед за федеральными активами на торги выставят собственность госкорпораций и регионов, рассказала Набиуллина. В течение одного-двух месяцев, по ее словам, будет готова обобщенная программа приватизации по активам госкорпораций, в течение нескольких месяцев - по регионам. Но хотя бы примерные объемы продаж она пока не называет. Раньше, напомним, шла речь о том, что регионы будут обязаны подготовить свои программы приватизации, их общий объем должен быть не меньше федеральных планов.
За счет распродажи федерального имущества в ближайшие три года государство, напомним, планирует выручить триллион рублей. "У регионов есть большой объем собственности и активов, которые можно предложить рынку", - говорит Набиуллина. При этом подталкивать субъекты к приватизации правительство намерено не только призывами. Минэкономразвития и минфин обсуждают схему, при которой при обращении регионов за поддержкой на сбалансированность бюджета из федеральной казны будет учитываться наличие у них программы приватизации, сообщила Набиуллина. "Если у них есть привлекательные активы, то сначала они должны их продать, а уже потом обращаться за трансфертами из федерального бюджета", - объяснила логику новых правил министр. Технически оформить новацию министерство собирается в следующем году. Возможно, успехи на ниве приватизации будут учитываться в оценке эффективности деятельности органов региональной власти, поясняет министр.
Региональные программы приватизации, по ее словам, должны стать составной частью региональных программ по улучшению инвестиционного климата. Причем приватизация, подчеркнула Набиуллина, нужна не только и не столько для покрытия дефицита бюджета. За счет "большой распродажи" - а это появление новых акционеров, независимых членов советов директоров компаний - министерство рассчитывает повысить прозрачность бизнеса. Что, в свою очередь, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране.
Тем временем
Россия и Евросоюз сняли все разногласия по вступлению нашей страны во Всемирную торговую организацию. Об этом сообщил журналистам первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам встречи с представителями Евросоюза. "Мы решили все вопросы в соответствии с позицией США, теперь Россия не имеет никаких препятствий по вступлению в ВТО", - передает его слова РИА Новости. "РГ" уже писала, что накануне Игорь Шувалов прибыл в Брюссель вместе с главой минэкономразвития Эльвирой Набиуллиной для встречи с коллегами из еврокомиссии.