26.11.2010 00:10
Культура

Москвичи встревожены судьбой "Геликон-оперы"

Москвичи встревожены судьбой "Геликон-оперы" и принимают живое участие в обсуждении проблем любимого коллектива
Текст:  Петр Ненароков
Российская газета - Федеральный выпуск: №268 (5347)
Читать на сайте RG.RU

Отчет о недавней пресс-конференции в театре "Геликон-опера" ("РГ", 19 ноября) вызвал поток горячих откликов. Напомним: речь шла о судьбе реконструкции усадьбы Шаховских на Большой Никитской, где помещается театр.

После атак общественного движения "Архнадзор" реконструкцию приостановили, и судьба одного из лучших театров России оказалась под угрозой. Главный аргумент "Архнадзора": реконструкция наносит ущерб памятнику XVIII века. Главный аргумент авторов проекта: уничтоженное пожаром 1812 года, перестроенное и снова разрушенное немецкой бомбой здание в реестр памятников не входит. Более того, театр спасает усадьбу от разрушения, укрепив ее фундаменты и сохраняя исторически ценные постройки в их первозданном виде, вводя их в интерьеры зрительных залов.

Читатели в своих откликах приняли живое участие в обсуждении проблемы, подписываясь, как принято в Интернете, именами.

"Надо чаще проводить такие пресс-конференции, где показывать реальное положение дел, - считает Галина Х. - А то "Архнадзор" представляет все так, будто правы только они: остановили реконструкцию, и плевать на то, что здание разрушается!" "Наболело, честное слово! - восклицает Елена. - "Архнадзор" озвучил идею выделить Геликону "свободный участок вне территорий и охранных зон памятников". И московские власти отреагировали - говорят, общественность возмущена. А кто у нас общественность - все тот же "Архнадзор"? А может, и мнением москвичей поинтересуемся? Соотечественники, пойдите в "Геликон", который играет в зале заседаний офисной высотки. Ужаснитесь фойе, совмещенному с гардеробом. Оркестровой яме, выгороженной из зрительного зала. Крохотной сцене, пригодной для детских утренников. А когда после спектакля в эйфории восторга и счастья вы будете покидать зал, подумайте о том, что может потерять русская культура".

"Жаль, что творческому коллективу приходится бороться за выживание, - пишет Елизавета. - Театр украсит город: ясно, что это не просто ремонт старого здания, а создание центра культуры с максимальной приближенностью к истории. Люди, создающие проект с такой любовью, не могут ничего разрушить! Очень надеюсь, что все разрешится в пользу театра".

Елизавете вторит Светлана Пахомова: "На днях прочитала, что "Архнадзор" уже не против памятника Петру (он не уродует город), а главное - бросить все силы на остановку строительства "Геликона" (опера, получается, город уродует!). О том, что нравится или не нравится москвичам, никто не спрашивает... Эти люди просто не понимают, какого масштаба культурное явление они хотят убить. Особенно нелепо, что они "защищают от разрушения" двор, куда раньше и войти было нельзя из-за грязи и пьяных из ресторана. Никакого духа истории и культуры там не было и в помине. В интересах города, чтобы театр оставался на своем месте, куда с удовольствием ходили не только москвичи: я знаю, что на спектакли "Геликона" приезжали из других городов и стран".

"Дмитрий Бертман и его театр не одиноки, - напоминает Мария. - Мы знаем, какую моральную поддержку получает театр от деятелей культуры. Чего стоит только письмо великого режиссера Б.А. Покровского: "Некое общественное движение выступает за то, чтобы остановить реставрацию здания "Геликон-оперы": дескать, это памятник, который и должен оставаться памятником. Выходит, стены трогать нельзя, а театр разрушать можно?" Имя Покровского знают все... Так чье же мнение перевесит?"

"Проект реконструкции получил поддержку специалистов - это доказано документально, - пишет Вячеслав. - После прочтения этих документов у меня отпали все вопросы. В начале предпроектных работ заседала комиссия профессионалов, и сам Алексей Комеч дал "зеленый свет" строительству, а этому человеку я доверяю. Что противопоставляют специалистам "защитники старины" во главе с Рахматуллиным?.. Надеюсь, мэр Москвы изучит историческую составляющую здания и примет правильное решение - достроить театр".

Компетентность "Архнадзора" ставит под сомнение и Татьяна: "Он считает возможным диктовать свою волю власти и жителям нашего города. Но кто делегировал этим людям право бесцеремонно вторгаться в культурную жизнь города? Публикации "Архнадзора" о "Геликоне" не что иное, как личное видение г-на Рахматуллина. Я потратила достаточно времени, чтобы прочитать эти публикации, затем нашла и изучила документы, касающиеся здания театра. Мой вывод: "Архнадзор" весьма вольно обращается с историей, фактами и документами... В любом случае спасибо журналистам, которые повернулись лицом к "Геликон-опере", низкий поклон от зрителей этого театра. Остается уповать на то, что власти прислушаются к реальному общественному мнению".

Весьма экспрессивно выражает тревогу за судьбу "Геликона" Евгений: "Полностью согласен с позицией авторов и любимого "Геликона"! То, что знаменитый во всем мире театр работает в актовом зале арбатской высотки, - безобразие! Группа людей, именующих себя борцами за сохранение памятников, сама пытается разрушить памятник культуры - это уже просто сюр! Все может закончиться тем, что театр закроют, лучшая в Москве труппа распадется, а особняк подарят какому-нибудь олигарху!" С Евгением согласен Дмитрий: "Ситуация абсурдна: якобы "общественная" организация пытается выгнать один из самых ярких театров страны на улицу. Я не верю, что власти допустят такое варварство..."

"На форуме "Архнадзора" эти люди, отвечая на вопросы защитников театра, открыто говорят, что театр им не нужен. О какой защите культуры может идти речь при таких взглядах?" - пишет читательница Серенькая. "Боже, когда закончится эта "архнадзоровская" возня! - восклицает Марина Коничева. - Пусть они далеки от культуры, но дайте любителям оперы насладиться искусством "Геликона" в нормальном театральном зале!"

Театр