26.11.2010 14:24
Общество

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 13. Местоимение. Морфологический разбор с комментариями

Морфологический разбор с комментариями. Грамматико-стилистические ошибки при употреблении местоимений
Текст:  Марина Карнаухова
Читать на сайте RG.RU

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Сегодня разговор пойдет о местоимениях. Для успешной сдачи ЕГЭ важно знать о местоимениях почти всё.

Урок 13. Местоимение. Морфологический разбор с комментариями. Грамматико-стилистические ошибки при употреблении местоимений. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Выражения не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как; никто иной (другой); ничто иное (другое).

I. Местоимения - это слова, которые непосредственно не называют предметы, признаки, количество, а лишь указывают на них. Местоимения не имеют собственных грамматических признаков, а заимствуют их у тех частей речи, с которыми грамматически соотносятся.
Морфологический разбор местоимения.
1. Лексический разряд (личные, возвратные, вопросительные, относительные, наопределённые, отрицательные, притяжательные, определительные, указательные).
2. Грамматический разряд (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные).
Внимание! Этот пункт входит в план морфологического разбора не во всех школьных программах, однако он очень важен для усвоения грамматической сути и правописания местоимений.
3. Грамматическая форма (некоторых местоимений): значение рода, числа, падежа.

Комментарии к морфологическому разбору
1. Выделяют девять лексических групп местоимений:
1) личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Личные местоимения изменяются по лицам, при этом значение лица у них лексическое, а не грамматическое, ведь я, ты, он… - это разные слова, а не формы одного и того же слова;
2) возвратное себя;
3) притяжательные: (1-е лицо) мой, наш; (2-е лицо) твой, ваш; (3-е лицо) его, её, их; свой относится к каждому из трёх лиц;
4) указательные: этот, тот, такой, таков, столько;
5) вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько;
6) относительные: те же вопросительные, но использующиеся для связи частей сложноподчинённого предложения;
7) определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, другой;
8) неопределённые: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-то, какой-нибудь, кто-либо…
9) отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Задания. 1. Распределите личные местоимения по лицам и числам: я - 1 л. ед. ч., ты…
2. Существуют формы указательных местоимений сей, оный. Какой лексике они принадлежат, как называются и чему синонимичны? Объясните значение фразеологизмов во время оно, на сей раз.
3. Определите, в каком предложении употреблено вопросительное, в каком относительное местоимение:
Который час?
Я знаю, который час.

4. Прочтите предложения Отец сам сделал стол. Отец сделал самый крепкий стол. От какого слова в предложении зависит местоимение сам, а от какого самый?

2. Местоимения выступают как бы зеркальным отражением знаменательных частей речи - существительных, прилагательных, числительных и отвечают на вопросы частей речи, с которыми грамматически соотносятся:
1) местоимения-существительные (кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему? и т. д.): я, ты, он, она, оно, мы, вы, они, себе, кто, что, некто, нечто, кое-кто, кто-нибудь, что-либо, никто, ничто, ничего, нечего и т. п.
С существительными эти местоимения роднит значение предметности, сравните: он - мальчик; думать о себе - думать о собаке; подойти к кому-то - подойти к Пете; говорить о чём-нибудь - говорить о поездке; не рассказывать никому - не рассказывать ни отцу, ни матери и т. п.).
В связи с этим у большинства местоимений-существительных наблюдается наличие форм рода, числа и падежа (или части форм);
2) местоимения-прилагательные (какой? какого?, какому? и т.д.): мой, твой, свой, наш, ваш, этот, сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, такой, таков, какой, который, какой-то, кое-какой, чей-нибудь, чей-либо, некоторый, никакой, ничей и т. п.
С прилагательными эти местоимения объединяет то, что они обозначают признаки предметов (в отличие от прилагательных - в обобщённом виде) и согласуются с именем существительным в роде, числе и падеже, сравните: мой (этот, такой) портфель - старый портфель, моего (этого, такого) портфеля - старого портфеля, моему (этому, такому) портфелю - старому портфелю и т. д.
Понятно, что правописание окончаний данных местоимений, так же как и окончаний прилагательных, проверяется по вопросу от согласуемого существительного;
3) местоимения-числительные (сколько?): сколько, столько, несколько, сколько-нибудь, сколько-то, сколько-либо, нисколько и т. п.
Эти местоимения имеют обобщённо-количественное значение и по своим функциям сходны с количественными числительными,
сравните: На столе лежало несколько яблок. - На столе лежало восемнадцать яблок.

Задания. 1. Чтобы не утратить логики развития мыcли в тексте, важно видеть, какие существительные и прилагательные заменяют собой местоимения. Прочитайте мини-текст и проанализируйте, с какими частями речи соотнесены выделенные местоимения.
Однажды Саша пошёл гулять в лес. Он шёл и любовался окружающей красотой. Это завораживало его. "Как хорошо в нашей средней полосе", - думал Саша.

2. Исправьте предложения и запишите исправленный вариант. Обращайтесь в раздел для справок.

1. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет. 2. Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть. 3. Экскурсовод давал объяснения слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их возобновить в памяти. 4. Брат любит сестру, с ей ему весело. 5. Позади его ехала машина. 6. Я занимался с учителем математики и благодаря нему поступил в институт. 7. Уменя есть брат. Я старше него на шесть лет. 8. Студенчество выехало в дом отдыха и попросило поселить их вместе. 9. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе. 10. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. 11. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер.

Для справок
1 - 3. Местоимение заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого правила ведёт к искажению смысла. Так, первое предложение можно исправить Девочка теперь сирота; мать умерла, когда дочери было пять лет. Далее самостоятельно.
4 - 7. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) в косвенных падежах прибавляется начальное н-, если эти местоимения стоят после:
а) простых предлогов без, в, из, за, до и т. д.: без неё, в нём, из них и т. д.;
б) производных предлогов, образованных от наречий места, требующих родительного падежа - позади, вокруг, возле, около, мимо, напротив, после и т. д.: позади него, около неё, напротив них и т. д.
К данным местоимениям не прибавляется начальное н-, если они стоят после:
а) производных предлогов, требующих дательного падежа, - благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, в отношении, за исключением и т. д.: благодаря ему, навстречу ей, в отношении их, за исключением её;
б) сравнительной степени прилагательных и наречий: я старше его, он работает лучше их.
8. Собирательные существительные (молодёжь, студенчество, группа и т. д.) нельзя заменять местоимениями во множественном числе. Поэтому в предложении слово студенчество нужно заменить на студенты.
9 - 10. Возвратное местоимение себя и притяжательное свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому, если в предложении присутствет нескольно лиц, нужно внимательно следить, с каким из них употребить соответствующее местоимение. Так, в предложении 9 лучше вообще обойтись без местоимения, а сказать Приезжий велел носильщику отнести вещи в номер (ясно, что не к носильщику). А в предложении 10 для уточнения смысла необходимо написать Учитель дал ученику свой доклад и попросил прочитать.
11. Личное местоимение 3-го лица множественного числа они изменяется по падежам следующим образом: Р. п. (нет) их; Д. п. (подойду) к ним; В. п. (вижу) их; Т. п. (занимаюсь) с ними; П. п. (думаю) о них. В данном предложении нужно употребить форму родительного падежа у их собаки.

II. 1. Приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с неопределёнными местоимениями через дефис, например: кое-кто, сколько-то, что-либо, сколько-нибудь.

Примечание. Местоимения других разрядов тоже могут иметь при себе элемент -то, который в этом случае является усилительной частицей и пишется с местоимениями через дефис: он-то, сам-то, твой-то. Например:
Уж он-то знает толк в людях (в смысле "только он, лишь он знает толк в людях").

Если после приставки кое- следует предлог, то она переходит в разряд частиц и пишется с неопределёнными местоимениями раздельно - получается три слова: частица, предлог и местоимение, например: кое у кого, кое с чем.

2. В неопределённых и отрицательных местоимениях в ударной позиции пишется приставка не-, например: некто пришёл, нечто увидел, некого спросить, нечего делать; в отрицательных местоимениях в безударной позиции - приставка ни-, например: никто не спрашивает, никого не видеть, ничего не делать.
Если при неопределённых или отрицательных местоимениях есть предлоги, то частицы не и ни пишутся отдельно - получается три слова: частица, предлог и местоимение, например: не у кого узнать, ни у кого не узнаешь; не с чем сравнить, ни с чем не сравнить; не с чем поздравить, ни в чём не виноват.
Отрицательные местоимения употребляются в основном в отрицательных предложениях для усиления глагольного отрицания, неопределённые местоимения - в утвердительных предложениях без отрицания, например:
1) Я никого из родственников не видел сегодня утром.
2)  Мне не у кого узнать домашнее задание.

Запомните написание выражения как ни в чём не бывало. К каким лексическим единицам оно относится? Каким синонимом его можно заменить? Придумайте по предложению с этим выражением и синонимом и проанализируйте оттенки смысла.

Примечание. От отрицательных местоимений с приставкой ни следует отличать относительные местоимения кто, что с усилительной частицей ни, которые употребляются в придаточной части сложноподчинённых предложений и усиливают во всём предложении глагольное отрицание с частицей не: Я не знаю, ни кто в этом доме живёт, ни чем занимаются эти люди.

3. Следует различать местоимённые сочетания не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как и никто иной (другой); ничто иное (другое).
Сочетания не кто иной (другой), как (об одушевлённом существительном) и не что иное (другое), как (о неодушевлённом существительном) в предложении имеют значение противопоставления, например:
1) В класс вошёл не кто иной, как наш учитель. - В класс вошёл не кто иной, а наш учитель.
2) На нас надвигалось не что иное, как настоящая буря. - На нас надвигалось не что иное, а настоящая буря.
В этих конструкциях союз как синонимичен противительному союзу а, отчего перед ним и ставится запятая.
Отрицательная частица не в этом случае относится к определительному местоимению иной (другой), а не к местоимению кто, что подтверждается возможностью перестановки слов:
1) В класс вошёл не иной кто, а наш учитель.
2) На нас надвигалось не иное что, а настоящая буря.

Частица не, формируя противопоставление, пишется с местоимением раздельно. В предложениях с подобными сочетаниями нет глагольного отрицания.

Сочетания никто иной (другой), ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением. Поэтому подобные конструкции употребляются в предложениях, где имеется глагольное отрицание с частицей не, а частица ни при этом входит в состав отрицательных местоимений никто (заменитель одушевлённого существительного) и ничто (заменитель неодушевлённого существительного), усиливающих это отрицание:
1) Никто иной на такой поступок не способен.
2) Ничто иное меня расстроить не может.

При этом в составе местоимений частица ни является приставкой и пишется с местоимениями слитно, а слова иной или другой вообще можно опустить в предложении:
1) Никто на такой поступок не способен.
2) Ничто меня расстроить не может.

Часто данные выражения употребляются вместе с уточняющим оборотом с предлогом кроме, который выделяется запятыми как уточняющее обособленное дополнение:
Такую операцию никто иной, кроме первоклассного хирурга, сделать не мог.

Образование