На официальном сайте администрации города Сочи недавно разместили документ под названием "Стратегия инвестиционного развития муниципального образования город-курорт Сочи".
Поскольку в практике отечественного городского управления такие прецеденты - большая редкость, корреспондент "РГ" обратился за разъяснениями к первому заместителю главы города Анатолию Рыкову.
Российская газета: Анатолий Николаевич, что это за документ, каков его статус?
Анатолий Рыков: Это проект, подготовленный нашими консультантами для обсуждения и внесения предложений. Мы получили сотни различных комментариев и пожеланий по изменению и дополнению документа, и этот процесс будет продолжаться до конца года. Кроме того, он разослан приоритетным инвесторам города, реализующим градообразующие проекты на его территории, чтобы наши партнеры могли высказать свои соображения. С точки зрения статуса - это ненормативный документ. Он не предусмотрен действующим законодательством как муниципальный акт. Однако его появление обусловлено экономическими законами.
РГ: Какие ориентиры были выбраны для разработки проекта инвестиционной стратегии развития города Сочи?
Рыков: Курорт - это основа экономики нашего города. Мы понимаем, что создание современного курорта невозможно без серьезных инвестиций. Наша команда выбрала "клиентский" подход в работе с потенциальными партнерами. Поставив себя на место инвестора, мы провели анализ экономики города и обозначили основные перспективные направления развития его экономики.
В качестве основного ориентира нами была взята условная модель современного города, претендующего на то, чтобы занять достойное место на мировом рынке туристических услуг.
РГ: Чем стратегия развития города, предложенная муниципалитетом, по вашему мнению, может быть интересной для частного инвестора?
Рыков: Конечно, эта модель развития города не является бесспорной. Именно поэтому в ее создание мы и стараемся привлечь максимальный круг участников в качестве экспертов. Безусловно, это динамичная модель, но одновременно и стабильная.
Назову лишь несколько из них. Прежде всего это уникальные географические и климатические условия города. Субтропический климат позволяет создавать комфортную городскую среду для жизни и ведения бизнеса, невозможную для других территорий России. В течение нескольких часов почувствовать разницу между горным снежным ландшафтом и теплым побережьем - согласитесь, это редкая возможность и среди мировых туристических брендов. Есть у нас и бальнеологический потенциал, который на курорте представлен серьезными природными запасами минеральных вод и лечебных грязей. Нельзя не учитывать и тот факт, что большая часть Сочи занята особо охраняемыми природными территориями.
Стабильный рост количества отдыхающих на протяжении десятилетий тоже выгодно отличает Сочи от новых курортов, которые не могут похвастаться такой историей доверия потребителя.
Отдельным фактором стабильности является реализация в ближайшие годы в городе Сочи беспрецедентных по масштабу государственных и региональных программ.
Мы постарались объективно оценить и наши слабые позиции, в том числе для того, чтобы именно в эти ниши были направлены усилия наших потенциальных партнеров. Это прежде всего сервисные продукты. Такие направления, как профессиональная подготовка персонала для гостиничного бизнеса и предприятий общественного питания, рынок банковских платежных инструментов, связи и информационных технологий, пассажирских перевозок, цивилизованных торговых сетей и ряд других, по нашему мнению, недостаточно развиты, и поэтому их развитие для нас является приоритетным.
РГ: Можно ли считать интерес к городу со стороны такой крупной инвестиционной компании, как "ТПС", иллюстрацией к только что сказанному?
Рыков: Безусловно, этот инвестор, который начинает строить в Сочи масштабный торгово-развлекательный центр "МореМолл", создаст объект европейского уровня сервиса. Кстати, новые торговые объекты, разве что поменьше, уже работают в городе. Это два гипермаркета "Магнит" в Адлере и Лазаревском, торговый центр "Олимп" и другие.
РГ: А как скажется на развитии потенциала города подготовка к Олимпийским и Паралимпийским играм-2014?
Рыков: Мегапроект "Сочи-2014" существенно преобразует бизнес-среду в регионе, создает огромное количество синергетических эффектов, в частности, в связи с развитием инфраструктуры.
В мире есть разные примеры влияния Игр на инфраструктуру городов. Что касается Сочи, то он в ближайшие годы получит новую цивилизованную курортную территорию для летнего отдыха - Имеретинскую низменность. Она будет отличаться абсолютно новым номерным фондом построенных к Играм отелей. Местами притяжения туристов станут Олимпийский парк, парк развлечений европейского уровня, трасса "Формулы-1", марина для яхт и ряд других.
Существенно обновлен будет и номерной фонд Большого Сочи. Сегодня в стадии реконструкции находятся основные здравницы курорта. Отдельно необходимо отметить, что все средства размещения Сочи пройдут обязательную классификацию, и нашему отдыхающему будет понятно, на какой уровень сервиса он может рассчитывать, покупая ту или иную услугу.
Набирает обороты Сочи и как зимний курорт, город масштабно обновляет свою транспортную инфраструктуру. Открыт новый аэровокзальный комплекс, строятся новые автомобильные магистрали и морские портопункты. В результате помимо традиционного автомобильного сообщения туристы смогут передвигаться по городу морским и железнодорожным транспортом.
Сегодня коммунальная инфраструктура Сочи практически полностью модернизируется. Одним из важнейших элементов инфраструктуры станет новая система утилизации отходов.
Это с точки зрения материального наследия Игр. А главным нематериальным фактором является возможность привлечения мирового общественного внимания к лучшему российскому курорту. Ведь сегодня здесь реализуется самый масштабный в Европе проект по преобразованию городской среды в сжатые сроки.
РГ: Но ведь наверняка есть факторы, которые сегодня сдерживают развитие курорта?
Рыков: К сожалению, в наследство от советского периода нам достались не только великолепные здравницы, но и узковедомственный подход к организации их деятельности. Гарантированная собственником полная "загрузка" этих объектов и дефицит свободных мест размещения в городе деформировали сознание руководителей. Основа их успешной работы - в лояльных отношениях с собственниками здравниц. Но курортные услуги должны продаваться на открытых торгах, а не распределяться по отраслевому принципу!
Прежний подход мешает главному - формированию на рынке единого туристического продукта, включающего в себя перевозку, трансфер, размещение, питание и программу отдыха, а также ряд сопутствующих сервисов. А новый подход основан на объединении усилий и на дисконтировании каждым своей части услуги.
Очень остро стоит перед курортом проблема организации единого городского пространства. Советский подход к локальной организации отдыха на территории отдельной здравницы - серьезный барьер для развития курорта. Город должен обладать не набором самостоятельных, не связанных между собой сервисов, а единой, гармоничной и благоприятной городской средой.
Убежден, что желание сохранить закрытую среду для отдыха - ложное понимание организации современного курорта. Исключением являются только объекты, принадлежащие действительно закрытым по своей природе государственным учреждениям. В остальных случаях такой подход создает недружелюбную среду для жителей и гостей города и почву для мелкой коррупции. Не будем же мы всему миру объяснять, для кого у нас такое количество пропускных пунктов и шлагбаумов?
РГ: Что планируется для совершенствования внешнего облика города и качества городской среды?
Рыков: Реализация комплекса мер в этом направлении позволит обеспечить специально подготовленную, образцовую по уровню комфорта и архитектурно-дизайнерского оформления среду для пребывания туристов и жителей города, стилистическое единство и визуальную привлекательность всех мест концентрации гостей, включая основные маршруты перемещения, провести выборочную модернизацию участков прибрежной полосы, обеспечив большую открытость города в сторону моря и существенно повысив архитектурно-средовые качества набережных.
Одной из проблем развития Сочи является нехватка качественного сертифицированного по звездности номерного фонда. В рамках стратегии социально-экономического инвестиционного развития разработана концепция развития территории Имеретинской низменности и найдены инвесторы на строительство более 10 000 номеров; порядка 30 наиболее изношенных пансионатов, находящихся в федеральной собственности, построенных в советский период, имеют планы реконструкции и оснащения современным оборудованием для предоставления качественных услуг на уровне аналогов конкурирующих курортов.
Также запланирован комплекс мероприятий по развитию связи и информационных технологий.
Стратегией предусмотрены существенные улучшения сектора общественного питания, предполагается создать в зоне международного гостеприимства 35 тысяч посадочных мест, планируется разработка стандартов качества обслуживания и добровольная сертификация объектов общественного питания города, установка 1000 терминалов авторизации на объектах розничной торговли и общественного питания.
В сфере городского транспорта предусмотрены мероприятия по внедрению европейских бизнес-процессов в сервисе такси, качественному, технологическому и емкостному развитию городских парковок, созданию интерактивных информационных центров на остановках общественного транспорта и пунктах скопления туристов.
В числе важнейших из уже сделанных шагов - разработка и принятие Генерального плана города Сочи, правил землепользования и застройки, применение процедуры открытых торгов, проводимых муниципалитетом на земельные участки и закупку услуг, формирование инвестиционных площадок - маленьких готовых к покупке бизнесов.
В крайне сжатые сроки нам предстоит модернизировать социальную инфраструктуру города - здравоохранение, образование, объекты культурного показа.
РГ: Что вы ожидаете от реализации этой стратегии?
Рыков: Мы ожидаем добиться консолидации усилий предпринимательских структур для достижения общего результата: повышения конкурентоспособности туристического кластера экономики Сочи за счет качественных институциональных изменений в информационной сфере и сфере предоставления туристических услуг и сопутствующих сервисов. Иными словами, преобразованный город должен остаться любимой всеми нами "всесоюзной здравницей", а также приобрести новых поклонников.