На прошедших вчера досрочных парламентских выборах в Молдавии ни одной партии не удалось набрать количество голосов, достаточное для получения 61 мандата из 101. Такое число мандатов необходимо победителю для избрания президента. Теперь прошедшим в парламент партиям придется вновь искать союзников для создания коалиции.
Согласно данным экзит-поллов, опубликованным вскоре после закрытия избирательных участков, больше всех голосов набрала Партия коммунистов (ПКРМ) - 33,8 процента. На втором месте Либерально-демократическая партия, которую возглавляет премьер Молдавии Влад Филат. У нее 32,2 процента. Также в парламент прошли Демократическая и Либеральная (ЛПРМ) партии.
По оценкам ЦИК Молдавии, голосование в целом прошло спокойно. Уже в 15.00 по местному времени выборы были признаны состоявшимися. В общей сложности явка составила более 60 процентов.
Однако коммунисты уже обратились в связи с допущенными нарушениями в ЦИК. Они считают, что временный президент Молдавии Михай Гимпу должен быть оштрафован за то, что в день выборов выступил перед прессой с обвинениями в их адрес.
В свою очередь представители Либерально-демократической партии опротестовали действия коммунистов и Демократической партии в связи с тем, что "утром телеканалы показали репортажи, в которых в негативном свете показаны действия власти".
Роднит лидеров партий только то, что каждый в ходе выступления перед камерами во время голосования выражал надежду на скорое преодоление затянувшегося политического кризиса.
Экс-президент и лидер ПКРМ Владимир Воронин убежден: положить конец кризису может только "безоговорочная победа коммунистов". Судя по всему, бывший глава государства оказался недалек от истины. Коммунистам достаточно объединиться лишь с одной из прошедших в парламент партий, чтобы получить необходимое для формирования правительства большинство. По слухам из штаба партии, на этот раз ПКРМ уже вела предметные переговоры на этот счет с Марианом Лупу, ныне возглавляющим ЛПРМ.
В то же время альянсу "За европейскую интеграцию Молдавии" будет крайне тяжело воссоздаться в прежнем виде. За несколько месяцев избирательной кампании между лидерами объединения возникло множество противоречий.
Так, например, и.о. президента Молдавии Михай Гимпу объявил незаконным подписание премьер-министром Владом Филатом и министром иностранных дел Румынии Теодором Баконски договора о режиме государственной границы. Этот документ стороны не могли согласовать с момента распада Советского Союза. Нынешний глава Румынии Траян Бэсеску не стеснялся заявлять, что "ни один румынский политик его не подпишет". Подписанный молдавским премьером документ имеет технический характер. Он регламентирует общий порядок демаркации границы и решение различного рода хозяйственных проблем. Но даже такой технический документ румынские власти отказывались подписать уже больше десятилетия.
Чрезмерное внешнее влияние - это единственное, что может помешать коммунистам вернуть власть.
При поддержке прежних молдавских властей президент Румынии не стесняясь озвучивал реваншистские идеи по созданию Великой Румынии и бесцеремонно вмешивался во внутренние дела Молдовы. По заявлениям главы румынского МИД Теодора Баконски, Бухарест не допускает возможности пророссийской ориентации Молдавии после парламентских выборов. По словам руководителя румынского внешнеполитического ведомства, "Бухарест в течение 20 лет имел последовательную позицию в отношении Кишинева, которая не предусматривает никакого другого плана, кроме курса на сближение".
По оценкам ряда наблюдателей, прорумынское руководство Молдавии в лице нынешнего премьера Филата готово пойти на самые решительные шаги для сохранения власти, вплоть до организации очередной "оранжевой революции". А также активно задействовать все имеющиеся административные ресурсы для фальсификации итогов голосования.
И хотя все внешние силы заинтересованы в том, чтобы выборы в Молдавии прошли спокойно, нельзя исключать, что Румыния попытается использовать свое влияние для того, чтобы накалить обстановку.
Ни для кого не секрет, что контролирующий сейчас власть в Молдавии альянс четырех партий, называющих себя демократическими, выступает за сближение с Бухарестом. В свою очередь во время предвыборной кампании в Молдавии представители румынского правительства неоднократно давали понять, что против вступления бывшей республики СССР в состав своей страны они не возражают.
Глава МИД Румынии Теодор Баконски вообще назвал выборы "общенародным референдумом, на котором молдаванам предстоит ответить на вопрос, хотят ли они в Европу". Более того, он объявил, что "главным фактором развития нормальных отношений" между Молдавией и Румынией является наличие в Кишиневе "ответственного собеседника", который согласится на объединение двух стран в составе Евросоюза.
Логика такого поведения Бухареста понятна: Румыния находится на грани экономического и политического кризиса. Победа прорумынских сил в Молдавии могла бы поднять хотя бы на время рейтинг нынешнего румынского правительства.
Правда, против такого развития событий, скорее всего, возражает Евросоюз. Да и неурегулированный вопрос с Приднестровьем вряд ли позволит Молдавии в обозримом будущем попасть в состав единой Европы.
За время правления альянса улицам Кишинева присваивались имена фашистских преступников, регистрировались экстремистские организации, неоднократно менялось законодательство. Депутаты, представляющие альянс, в частности, изменили закон о двойном гражданстве так, чтобы нынешние лидеры могли руководить Молдавией в интересах других стран. Ведь исполняющий обязанности президента Молдавии Гимпу и премьер Филат имеют румынское гражданство.