29.11.2010 00:40
Власть

Владимир Путин: Россия готова перейти к безвизовому режиму с ЕС

У Владимира Путина накопилось немало вопросов к немецким партнерам
Текст:  Виталий Петров (Берлин) Олег Прасолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №269 (5348)
Читать на сайте RG.RU

Владимир Путин прилетел в Берлин, чтобы пообщаться с крупнейшими руководителями немецких компаний и провести переговоры с федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель. Глава Белого дома не упустил шанса напомнить бизнесменам о том, что без атомной энергетики и газа Германия будет отапливаться дровами, и то - сибирскими.

На ежегодный экономический форум, организованный авторитетной немецкой газетой "Зюддойче цайтунг", российский премьер приехал в пятницу. Накануне Ангела Меркель высказалась по поводу его статьи, опубликованной в том же издании. Канцлер Германии назвала экономическую политику России не соответствующей инициативе российского премьера создать единое торговое пространство от Лиссабона до Владивостока. Теперь Путину предстояло разъяснить программные положения своей статьи перед Меркель и немецкими бизнесменами, чтобы услышать от них финальную фразу: "Германии нужна Россия, а России нужна Германия".

Выступая на форуме, председатель правительства периодически переходил к ответной, не менее жесткой критике. Он с удовлетворением отметил увеличение в январе-сентябре 2010 года совместного товарооборота на 34,3 процента, составившего 36 миллиардов долларов.

"Я уверен, что уже в ближайшее время мы полностью компенсируем потери, повысим уровень и объемы сотрудничества", - выразил уверенность Путин. В качестве реальной практической меры глава Белого дома пообещал упростить в ближайшие месяцы разрешительную процедуру на покупку акций предприятий в стратегических секторах экономики.

Таким образом, Путин ясно дал понять, что Россия могла бы стать полноценным промышленным партнером Германии. Он нашел симптоматичным и то, что абсолютное большинство немецких фирм, имеющих бизнес в России, продолжило деятельность на российском рынке в период кризиса. Одним из таких "передовиков производства" стала компания "Фольксваген".

Тем не менее российские компании по-прежнему сталкиваются с многочисленными препонами, когда пытаются выйти на европейский рынок. "Российские капиталы пытаются войти в европейский бизнес, а их не пускают, хотя с экономической и социальной точек зрения европейцы в этом крайне заинтересованы!" - недоумевал Путин. Примеры сопротивления со стороны европейцев тут же оказались под рукой. "Давайте вспомним шумную историю с Opel. Разве этому концерну стало лучше после того, как уже практически согласованная сделка была сорвана?" - задал вопрос Путин. Вспомнил он и об инвестициях компании "Ренова" в швейцарское производство солнечных батарей. "И что? Затаскали по судам! Так невозможно работать", - пришел к выводу глава Белого дома. Но немецкие бизнесмены, как оказалось, были бы и рады изменить ситуацию к лучшему. "Мы не промышленность, которая заинтересована в охранном заборе, и приветствуем зарубежные инвестиции, в том числе из России", - уверил Путина предприниматель Клаус Мангольд. "Ваши слова да Богу в уши, - отреагировал российский премьер. - Надеюсь, вы будете услышаны на самом верху".

"До самого верха" Путин попытался донести и другие нестыковки в отношениях между Россией и Берлином. Пожалуй, главным камнем преткновения стал вопрос о положениях так называемого третьего энергопакета, подготовленного Еврокомиссией. Этот документ фактически предписывает всем странам ЕС обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспорту газа, предоставляя доступ третьих лиц к газотранспортным мощностям. Воспользоваться ситуацией поспешило правительство Литвы, которое, по словам Путина, пытается вывести газотранспортную составляющую из состава компании Lietuvos Dujos, акционером которой является российский "Газпром". "Ну что это такое? Что это за разбой?" - не переставал задавать вопросы глава Белого дома. "В целом демонополизация рынка - это правильное решение, - продолжал он. - Но энергетический бизнес отличается от транспортного, и принятые меры могут оказаться вредными и опасными для вертикально-интегрированных компаний России и ФРГ".

Правда, в итоге премьер все-таки понадеялся, что взаимоприемлемое решение по доступу к газопроводам будет найдено. Да и в целом он отметил, что отношение европейцев к энергетическим проектам России в Европе улучшается. Особенно это касается строительства газопровода "Северный поток", противников которого, в том числе и в немецких кругах, Путин так и не понял. "У нас есть ресурс, который нужен вам. Но какой художественный свист подняли - потрясающе!" - упрекнул премьер. Между делом он отметил, что без российского газа и развития атомной энергетики Германии придется отапливаться дровами. "Но за дровами надо будет ехать в Сибирь", - предостерег Путин.

Впрочем, премьерских предостережений удостоилась и американская экономика. Хотя глава Белого дома и назвал ее жизнеспособной, он раскритиковал возможность решения накопившихся проблем с помощью печатного станка. "Хочу напомнить вам об истории великой Римской империи. Она загнивала 500 лет", - сказал Владимир Путин под смех и аплодисменты зала. А после этого премьер призвал уходить от избыточного монополизма доллара.

Дальнейшее обсуждение накопившихся проблем Владимир Путин продолжил уже с Ангелой Меркель. Главе российского правительства представилась удобная возможность отреагировать на ее слова в адрес его предложения о создании общего экономического пространства с ЕС. Но Меркель напомнила, что соглашению о зоне свободной торговли между Таможенным союзом и Европой должен предшествовать целый ряд процедур и документов. И если Россия достаточно серьезно продвинулась в переговорах о вступлении в ВТО, куда она, по мнению Путина, может войти в 2011 году, то Беларусь и Казахстан - нет.

Владимир Путин не исключил в перспективе и того, что Россия и ЕС могут создать валютный союз, но, по его словам, "это должно созреть". Однако что назрело уже давно - это упрощение визовых формальностей.

Меркель пообещала ввести послабления в выдаче виз для бизнесменов из России. Она отметила, что в ближайшее время будет разрабатываться "дорожная карта" перехода к безвизовому режиму между Россией и ЕС, но при этом еще есть "ряд вопросов и опасений". Что же касается третьего энергопакета, то Меркель дала понять, что речь идет о перспективе 2013 года. "Мы готовы проявить максимальную гибкость и потребуем максимальной гибкости. И с Брюсселем также об этом поговорим", - пообещала она.

Кстати

Владимиру Путину в очередной раз пришлось ответить на вопрос по выборам 2012 года. "Все будет зависеть от состояния социальной сферы, экономики и политической ситуации. Решение примем согласованное, в интересах страны", - ответил председатель правительства. Отвечая на другой блицвопрос, он назвал три самых главных, по его мнению, вызова для мировой стабильности: терроризм, национальная и религиозная нетерпимость, а также ошибочная экономическая политика.

Внешняя политика Германия Председатель Правительства Европейский союз