29.11.2010 00:31
Происшествия

По делу о взрыве на шахте "Ульяновской" осуждены инженер и диспетчер

По делу о взрыве на шахте "Ульяновской" осуждены инженер и диспетчер
Текст:  Юлия Потапова
Российская газета - Федеральный выпуск: №269 (5348)
Читать на сайте RG.RU

В минувшую пятницу в Новокузнецком районном суде огласили приговор по делу об аварии на шахте "Ульяновской", которая унесла жизни 110 человек.

Виновными в трагедии, крупнейшей за всю историю российской угледобывающей отрасли, признаны диспетчер филиала "Шахта "Ульяновская" ОАО "Объединенная угольная компания "Южкузбассуголь" Владимир Полуянов и инженер участка вентиляции и техники безопасности Нина Бычкова.

Оба подсудимых обвинялись по части 3 статьи 216 УК РФ ("Нарушение правил безопасности при ведении горных работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц"). Следствие и суд, как сообщает пресс-служба СКП РФ по Кемеровской области, установили, что "эти работники, владея информацией о превышении допустимой концентрации метана в струе воздуха, исходящей из монтажной камеры, ...не приняли мер по устранению опасной производственной ситуации, не остановили горные работы".

Чтение приговора началось ровно неделю назад и заняло несколько дней. В итоге инженер Бычкова, в отношении которой прокурор требовал применить реальный срок наказания, приговорена судом к трем годам условного заключения, а диспетчер Полуянов - к 3,5 года колонии-поселения. Своей вины он так и не признал, считая, что за случившееся в ответе многие люди. Но и решения по поводу обжалования приговора пока не принял. Нина Бычкова вину признала лишь частично. Она утверждает, что действовала в соответствии с распоряжениями руководства.

- В моей должностной инструкции указано, что в случае повышения концентрации метана я должна проинформировать диспетчера, начальника участка ВТБ, главного инженера и так далее - и все своевременно оповещались, - сказала она журналистам. - Они знали реальную картину, видели, какая концентрация метана была за сутки до аварии, ведь они каждый день там были. И после этого повести в шахту людей... Но они же повели!

Напомним, авария произошла 19 марта 2007 года. В списках погибших - не только рядовые горняки, но и менеджеры предприятия, а также представители британской фирмы, которым собирались продемонстрировать в действии только что установленную систему мониторинга источников опасности во время ведения горных работ (кстати, британского производства). В ходе испытаний и раздался взрыв метано-воздушной смеси и угольной пыли. Под землей в тот момент находилось больше двухсот человек.

В акте предварительного расследования комиссия Ростехнадзора указала более сорока ответственных должностных лиц. В этом списке и руководители "Ульяновской" (восемь из них погибли). Однако обвинение предъявили только двоим - инженеру и диспетчеру.

Впрочем, дело шахты "Ульяновской" еще не закрыто.

Два страшных взрыва, прогремевших в Междуреченске на шахте "Распадской" в ночь на 9 мая 2010-го, заставили вновь вспомнить об "Ульяновской". Тогда, в ходе селекторного совещания глава правительства Владимир Путин выразил сомнения в полноте и объективности расследования причин новокузнецкой трагедии. После дополнительной проверки, которую провел Следственный комитет при прокуратуре РФ, было возбуждено еще одно уголовное дело. В нем фигурантов оказалось уже гораздо больше - 22 человека. В том числе - директор шахты. Второе уголовное дело - по той же 216-й статье - не объединили в одно производство с первым. Расследование продолжается седьмой месяц. Его результаты, видимо, могут стать известны не раньше нового года.

Нет пока данных и об итогах расследования причин аварии на шахте "Юбилейной", которая взорвалась вслед за "Ульяновской" - 24 мая 2007 года. Тогда погибли 39 горняков. В предварительный список ответственных за случившееся вошли 35 человек, наказать рекомендовали шестерых. В частности, генерального директора угольной компании и главного инженера шахты.

Что касается трагедии на "Распадской" - в акте о несчастном случае на производстве фигурируют более двадцати человек. Среди перечисленных есть и лица высокого ранга. Правда, как подчеркнул руководитель Южно-Сибирского управления Ростехнадзора Евгений Резников, это еще не список виновных, а лишь список тех, кто допустил нарушения требований охраны труда. Насколько два списка будут отличаться друг от друга, покажет следствие. А пока на шахте в сложнейших условиях продолжаются аварийно-поисковые работы. В начале ноября, когда на поверхность подняли тело одного из 17 пропавших без вести горняков, число жертв майской трагедии достигло 75. Родственники попросили признать погибшими и остальных 16, не найденных до сих пор.

Компетентно

Геннадий Рахманов, заместитель руководителя государственной инспекции труда в Кемеровской области: Из 173 человек, погибших в этом году в результате несчастных случаев на производстве, 103 человека приходится на долю угледобывающей отрасли. И анализируя данные по производственному травматизму, мы еще раз констатировали, что основные лидеры здесь - предприятия по добыче каменного угля. Главная причина понятна: в отрасли еще в 1950-х годах сложилась и действует по сей день система управления охраной труда, которая стабильно генерирует и неизбежно будет генерировать именно такой уровень смертей на производстве, который мы сегодня имеем. Тенденция, при которой каждый миллион тонн угля добывается ценой одной человеческой жизни, устойчиво сохраняется уже более полувека. И виновных долго искать не надо: это наши угольные генералы и стоящие за ними собственники. Пока они не примут реальных мер к изменению системы управления охраной труда, действующая сегодня система будет выдавать на-гора тот же самый уровень аварийности и травматизма, который мы наблюдаем десятки лет. И не надо питать иллюзий: бессистемный подход к управлению состоянием охраны труда исчерпал себя полностью.

Суд Кемеровская область Сибирь