Российский бизнес может стать одним из самых активных участников крупных проектов на территории Крыма. В ближайшие десять лет власти автономии рассчитывают привлечь в экономику полуострова 13 миллиардов долларов. Инвесторам обещают максимальное содействие и налоговые льготы.
Об этом шла речь на состоявшемся в Ялте Черноморском экономическом форуме. В развитии региона ставка делается на отрасли, перспективные и для российского бизнеса: аграрный сектор и переработку, "зеленую энергетику", транспортную инфраструктуру, туристстко-рекреационную деятельность. Сотрудничество, убеждены эксперты, принесет выгоду обеим сторонам, а Крым может стать стартовой площадкой для расширения российско-украинского партнерства.
Украина уже сейчас является одним из самых интересных регионов для российского бизнеса на постсоветском пространстве, говорит председатель Координационного совета Делового центра экономического развития СНГ Анатолий Казаков. По официальным данным, Россия занимает четвертое место по объему инвестиций в украинскую экономику, на начало этого года они составили 2,7 миллиарда долларов. Но на самом деле объем вложений гораздо больше, говорит Казаков - до сих пор многие российские предприниматели вкладывались через офшорные зоны. В реальности, по словам эксперта, в руках российского бизнеса находится 178 стратегических предприятий Украины. И это при том, что крупные инвестиции и совместные проекты до недавнего времени сдерживались из-за политической нестабильности в соседней стране. Оживление диалога на уровне высшего политического руководства двух стран дает новый толчок взаимоотношениям бизнеса, убежден собеседник "РГ".
Встречу президентов двух стран, проходившую в дни форума в Москве, в Ялте обсуждали даже торговцы и таксисты. "В этом году у нас снова был наплыв российских туристов", - делится наблюдениями водитель. Крымские власти рассчитывают, что конкуренция между российскими и украинскими черноморскими курортами обернется не жестокой борьбой, а повысит привлекательность всего побережья. Пока туристические потоки в обоих направлениях тормозятся транспортными проблемами. Как ни парадоксально, самый быстрый путь из Ялты в Сочи пролегает через московское Домодедово. Неразвитость транспортной инфраструктуры сказывается и на связях бизнеса, признает зампредседателя Совета министров автономии Екатерина Юрченко. Наладить связь между полуостровом и Краснодарским краем должен мост через Керченский пролив, принципиальное согласие об этом достигнуто президентами двух стран. Переправа замкнет "Черноморское кольцо", сделает проще доставку грузов между странами. Есть смысл, продолжает Юрченко, налаживать прямое авиасообщение, частные деньги надо подтягивать в реконструкцию Симферопольского аэропорта, крымских морских портов.
Для инвестпроектов по приоритетным направлениям, которые закладываются в стратегию экономического развития автономии до 2020 года, предпринимателям обещают преференции. Их планируют на пять лет освободить от налога на прибыль, уплаты налога на добавленную стоимость на ввоз оборудования, не производимого на территории автономии. Уже в декабре в Крыму пройдет первый открытый и прозрачный земельный аукцион, на торги будут выставлены 38 участков земли общей площадью более 700 гектаров. Крым имеет мощный промышленный потенциал - от переработки до судостроения, напоминает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Учитывая увеличение товаропотока через Черное море, развитие торгового флота российский и украинский бизнес могут использовать возможности крымских и других украинских портов для развития ремонтной базы, обслуживания судов, считает эксперт. А наличие общих технологий по производству судов и скоростных катеров делают возможным поиск консолидированного контракта, который можно размещать на предприятиях двух стран, говорит Ермолаев.
При этом оба государства, полагает эксперт, могут использовать в своем экономическом развитии не только взаимные возможности, но и перспективы сотрудничества с Евросоюзом. На протяжении ряда лет сближение Украины и ЕС воспринималось некоторыми экспертами как барьер на пути российско-украинских связей. Но на самом деле это может стать не препятствием, а дополнительным козырем в отношениях трех сторон. На последних переговорах в рамках саммита Украина-ЕС была предложена и активно обсуждалась формула стратегического партнерства ЕС-Украина, ЕС-Россия и Украина-Россия, говорит Ермолаев. Это хороший повод для переговоров в рамках такого треугольника, речь должна идти о поэтапном сближении экономических пространств, надеется Ермолаев. "Для ЕС выход из кризиса может быть связан только с наращиванием присутствия и развитием рынка за пределами его границ. Перспективы России и Украины - как в связи с задачами российской модернизации, так и украинскими планами экономических реформ - в наращивании сотрудничества с ведущими технологическими, интеллектуальными и финансовыми центрами, а ЕС здесь один из ведущих партнеров", - поясняет Ермолаев.