Министерство здравоохранения и социального развития подготовило аналитический доклад об итогах пенсионной реформы и долгосрочных перспективах ее развития. При этом впервые министерство на своем сайте обратилось к гражданам с предложением дать собственную оценку результатов реформы и высказать предложения, куда и как двигаться дальше.
Комментируя доклад, статс-секретарь - заместитель министра Юрий Воронин сказал: "Пенсионная система и ее изменения затрагивают интересы каждого человека. Мы прекрасно понимаем это и уверены, что принципиально важные решения в этой сфере могут приниматься только с учетом объективного мнения всех заинтересованных сторон. Это и государство, и бизнес, и представители экспертного и гражданского общества, и, самое главное, люди, для которых права, формируемые в пенсионной системе, - неотъемлемая часть их социальных прав".
Авторы доклада (аналитики минздравсоцразвития и Пенсионного фонда РФ) не ставят своей целью дать готовые рецепты создания эффективной пенсионной системы, они лишь показывают слабые места в нашей пенсионной практике, анализируют опыт других стран и предлагают несколько возможных вариантов развития событий со всеми их плюсами и минусами. А дальше говорят: давайте все это профессионально обсудим с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества и выработаем консолидированный сценарий развития пенсионной системы страны, рассчитанный до 2050 года.
Растущий дефицит Пенсионного фонда РФ и активное старение населения заставляет решать проблемы пенсионной системы безотлагательно. В ходе обсуждения минздравсоцразвития надеется получить ответ на главный вопрос: как сбалансировать доходы и расходы пенсионной системы на долгосрочную перспективу, но при этом не увеличить нагрузку на экономику и обеспечить достойный уровень пенсий населению?
Один из наиболее болезненных вопросов, которые сейчас активно обсуждаются бизнесом, - будущая тарифная политика. Она, как известно, состоит из трех компонентов: страхового тарифа, взносооблагаемой базы и круга лиц, охватываемых обязательным пенсионным страхованием. Авторы доклада утверждают, что для обеспечения солидарного (среднего) коэффициента замещения не ниже 40 процентов (размер пенсии по отношению к утраченному заработку) тариф страховых взносов необходимо увеличить на 5,4 процента в 2015 году. Но при этом они отдают себе отчет, что такое решение является недопустимым с точки зрения установленных политических ограничений.
Предельная величина заработной платы, с которой могут взиматься страховые взносы (взносооблагаемая база), в 2010 году составляет 415 тысяч рублей, а в 2011 году в результате ее индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в стране составит 463 тысячи рублей. В дальнейшем предельная величина базы взносообложения будет регулярно индексироваться на индекс роста средней заработной платы в стране.
Теоретически, говорится в докладе, повышение предельной величины базы взносообложения сверх коэффициента ее индексации повлекло бы за собой увеличение доходной части пенсионной системы. Однако такое решение представляется неприемлемым по двум причинам. Во-первых, его реализация приведет к фактическому увеличению нагрузки на фонд оплаты труда организаций при формальном сохранении без изменений тарифа страховых взносов. Во-вторых, увеличение доходной части пенсионной системы будет снивилировано ростом ее обязательств с учетом применения эквивалентной формулы расчета размера пенсии.
Не остались без внимания и силовики. Целесообразно, говорится в докладе, рассмотреть вопрос о возможности распространения системы обязательного пенсионного страхования на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих "силовых" ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию на общих основаниях.
По мнению авторов доклада, подобные решения, помимо прочих преимуществ, могли бы решить на длительное время проблему дефицита ПФР, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий застрахованных стали бы поступать в Пенсионный фонд в текущем режиме, а обязательства по их пенсионному обеспечению и, соответственно, расходы возникли бы только через 15-20 лет.
Аналитики также обращают внимание на то, что одной из наиболее эффективных мер государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в краткосрочном периоде могла бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 по 2009 год выросла с 11,1 до 13,8 процента ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже в 2011 году снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 триллиона рублей.