Fresh food должен стать главным направлением в совместном развитии торговли и агробизнеса в России. Так считают участники форума "Fresh Food Russia: свежие бизнес-решения в переработке и поставках продуктов".
По словам исполнительного директора компании "АКОРТ" Ильи Белоновского, продукция fresh за последние несколько лет выросла в два раза и занимает 70-80% от объема всего продовольствия, т.е. это значительная часть продуктовой корзины.
"Как у любого растущего бизнеса у продукции fresh имеются определенные проблемы в магазинах, - отметил Илья Белоновский. - Это касается и молока, и мяса, и овощей и фруктов. У нас в стране очень мало производителей и очень низкая конкуренция. Несмотря на эти проблемы, мы пытаемся удовлетворить своих покупателей продукцией fresh".
В этом году из-за засухи это сделать еще труднее. Но и в "мирное" время, без всякой засухи, ситуация, по мнению экспертов, не лучше. Участники форума особо отметили, что на сегодняшний день в России нет ни одной овощной культуры, которой бы мы, как страна, сами себя обеспечивали на протяжении всего года.
"Наша задача - работать так, чтобы потребитель мог есть отечественную продукцию, - подчеркнул Илья Белоновский. - И здесь немаловажную роль играет инфраструктура. Если в Москве и в таких крупных городах, как, например, Екатеринбург, ситуация с инфраструктурой нормальная, то в регионах все гораздо хуже. У нас огромное количество городов, где мы не можем продавать, например, охлажденное мясо птицы, потому что нет предприятий, которые привезли бы эту птицу. А если и есть такие предприятия, то у них совсем небольшая доля продаж, которая не в состоянии обеспечить всех розничных операторов. Торговые сети от fresh зависят очень сильно, поэтому нам нужно большое количество современных производителей. Они должны находиться равномерно по всей стране".
Отсутствие конкурентоспособных производителей, по мнению экспертов, связано с существующими законодательными ограничениями, которые не позволяют им полноценно развиваться. "Для производителей существует ограничение "70 на 30", - пояснил председатель совета директоров компании "Агрокомбинат Московский" Евгений Сидоров. - Это значит, что мы не можем закупать продукцию больше, чем на 30% от общего объема производства. Например, зимой мы не можем производить достаточного количества продуктов. Поэтому, для того, чтобы как-то существовать, мы вынуждены были создать отдельное предприятие, которое занималось бы исключительно закупками. Но мы не можем зайти с товарами от этого предприятия к ретейлерам, они нам отказывают".
К тому же, по мнению участников конференции, развитие fresh food невозможно без социального развития села. Это одна из основных задач государства. Именно с развитием села появятся и местные кадры, и отечественные продукты.
Не всегда продукции fresh, по мнению участников форума, отвечает общемировым стандартам качества.
"Я знаю, что такое fresh food в Англии, я знаю, что такое fresh food в Голландии, а что такое fresh food в России, я не знаю. Замороженное мясо, которое везется из Новой Зеландии, а у нас размораживается и продается как охлажденное - это разве fresh food?".
Тем не менее на сегодняшний день в России существует положительная динамика развития отдельных товаров категории fresh. В первую очередь это касается мяса птицы.
По мнению экспертов, отечественное птицеводство вышло на такой уровень, что способно не только обеспечить собственное население мясом птицы, но и через пару лет экспортировать его за границу. Подобный рост ожидается в ближайшее время и свинины.