30.11.2010 00:24
Общество

Победителем Всероссийского конкурса на звание "Лучший директор школы" стал Ахтам Чугалаев из ижевской школы

Что предложил лучший директор школы России министру Фурсенко
Текст:  Мария Агранович
Российская газета - Федеральный выпуск: №270 (5349)
Читать на сайте RG.RU

Победителем Всероссийского конкурса на звание "Лучший директор школы" стал Ахтам Чугалаев из школы N 97 города Ижевска. Лидеру вручили хрустальную медаль и денежный приз - 200 тысяч рублей.

Этот конкурс - новичок в ряду соревнований для работников образования. Если у педагогов, воспитателей, классных руководителей свои конкурсы есть уже давно, то школьным управленцам пока не доводилось посоперничать с коллегами на общероссийском уровне. Поэтому спрос на участие в директорской олимпиаде оказался нешуточный: свои эссе на конкурс прислали 667 руководителей образовательных учреждений из 80 регионов. После долгого отбора (с апреля по ноябрь) было выбрано 10 финалистов, которых и пригласили в Москву на очный тур.

Интересно, что в качестве экспертов в жюри конкурса организаторы включили директоров, занявших места во второй и третьей десятке. Так что помимо именитых педагогов, таких, как, например, директор столичного Центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский и директор школы N 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес, конкурсантов оценивали и их коллеги из обычных российских школ. Тем дороже вышла оценка.

Как ни старались журналисты, узнать подробности итоговых мероприятий конкурса не удалось. Финал оказался "закрытым". Организаторы объясняют это тем, что хотели избежать эффекта "шоу". Однако, как выяснилось уже постфактум, задание для финалистов организаторы придумали вполне себе "показательное". Каждый финалист тянул карточку с именем одного из известных людей - от Дмитрия Медведева и Барака Обамы до Билла Гейтса. Нужно было обратиться к воображаемым собеседникам с просьбой помочь решить важные вопросы из директорской практики. Ахтаму Чугалаеву выпало "беседовать" таким образом с министром образования и науки Андреем Фурсенко. Директор школы предложил министру проводить реформу в школах только после обширного обсуждения их в образовательном сообществе. И попросил не переносить зарубежный опыт "калькой" на российское образование.

Главный вопрос, который обсуждали и конкурсанты, и члены жюри: кто же такой сегодня директор школы? Менеджер? Хозяйственник? Старший учитель?

- Наша профессия уникальна, - говорит Ахтам Хабибзянович. - Директор - не просто менеджер образования или старший среди педагогов. Это все вместе. Заниматься только хозяйством? На тормозах спустится педагогический процесс. Заниматься только учителями? Школа развалится.

К слову, Ахтам Чугалаев еще студентом мечтал построить свою школу. Но - мечты мечтами. В начале 90-х он, уже вроде бы состоявшийся учитель математики... решил уйти из школы. Что-то не сложилось, что-то было не так. И в это время его пригласила к себе завотделом образования района. И в том разговоре всплыла давняя мечта. А в соседнем квартале уже стоял выкопанный котлован. "Бери и строй свою школу", - сказали тогда Чугалаеву в администрации. И он взял. Ижевской школе N 97 уже 15 лет. Она - вторая по численности школа в городе, в трех корпусах которой учатся 1670 ребят. Даже по московским меркам - очень много. Запись в школу - через Интернет. В этом году набрали 10 первых классов.

При школе есть свой медицинский центр, где прием ведут лучшие врачи города. Ежегодно каждый ученик проходит курс иппотерапии - катается на лошадях на местной конной базе. В школе действуют 170 бесплатных кружков. Налажена система повышения квалификации педагогов, что называется, "без отрыва от производства".

- Когда педагог уезжает дней на пять на курсы, приходится искать замену, смещать сетку уроков, - рассказывает Чугалаев. - Все это доставляет немало ненужных хлопот.

Поэтому теперь учителя 97-й школы повышают квалификацию "на местах", в каникулярное время. О семинарах на базе школы договорился директор. Как - это его профессиональный секрет. Так же как и то, как при таких объемах управленческой работы он успевает преподавать свою любимую математику в старшей школе.

мнение

Виктор Болотов, вице-президент РАО:

- Успех школы в огромной степени зависит от ее духа. А он определяется позицией директора. Мало быть хорошим менеджером. Чтобы стать хорошим директором, нужен талант.

Образование Ижевск Приволжье