1 декабря в Астане откроется саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ.
В столицу Казахстана, председательствующего в ОБСЕ, съедутся руководители 56 государств - участников этой организации, а также приглашенные - представители 12 стран - партнеров ОБСЕ по сотрудничеству и нескольких десятков других международных организаций. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев первым поддержал инициативу президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева о созыве саммита ОБСЕ.
Сам факт созыва этой встречи - уже серьезное достижение, несомненный успех казахстанского председательства ОБСЕ. Подчеркну, что это первый саммит, который пройдет за пределами географической Европы, тем самым символизируя неразрывную связь между азиатскими и европейскими участниками ОБСЕ. Со времени предыдущей встречи в верхах прошло долгих 11 лет.
Конечно, подобная пауза не случайна и свидетельствует о том, что ОБСЕ стала переживать непростые времена, своего рода "кризис идентичности".
Как мне видится, в условиях все шире осознаваемой потребности в создании в Евро-Атлантике и Евразии общей системы безопасности для всех расположенных здесь государств ОБСЕ может обрести новую востребованность.
Ведь истоки и история ОБСЕ органично связаны с идеей общеевропейской системы безопасности. Очевидно и то, что именно предложение президента Д.А. Медведева о заключении Договора о европейской безопасности стало выводить ОБСЕ из спячки и стимулировало запуск, в т.ч. на ее площадке, широкой дискуссии по вопросу приведения европейской архитектуры в соответствие с требованиями времени, реалиями "мира после "холодной войны". Вклад ОБСЕ в данном случае мог бы быть решающим, хотя бы в силу ее широко представленного состава и согласованного еще при ее создании внеблокового характера ее работы.
В Заключительных рекомендациях многосторонних консультаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, из которого и выросла ОБСЕ) в Хельсинки в 1973 г. было специально оговорено: "Все государства, принимающие участие в Совещании, участвуют в нем как суверенные и независимые государства и в условиях полного равенства. Совещание проводится вне военных союзов".
Уместно вспомнить, что самые крупные прикладные достижения ОБСЕ были связаны с прорывными договоренностями в военно-политической сфере - базовой для международной безопасности и укрепления взаимного доверия. Именно на полях саммитов СБСЕ/ОБСЕ (Париж, 1990 г., Стамбул, 1999 г.) были приняты Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и соглашение о его адаптации, которое, к сожалению, так и не вступило в силу из-за отказа стран НАТО его ратифицировать.
Накануне саммита в Париже был принят Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности в Европе. А его обновленные варианты утверждались перед саммитами в Хельсинки (1992 г.), Будапеште (1994 г.) и Стамбуле (1999 г.).
Отрадно, что в наши дни подготовка к саммиту ОБСЕ в Астане ознаменована общим стремлением договориться о новой модернизации Венского документа, о путях преодоления тупика в вопросе о контроле над обычными вооружениями в Европе.
Позитивный отклик встретило внесенное Россией в ОБСЕ предложение принять Программу дальнейших действий в области контроля над вооружениями и мер доверия и безопасности.
Из новой повестки дня полезным было бы наращивание вклада ОБСЕ в международные усилия по противодействию терроризму, наркотрафику, торговле людьми и другим видам трансграничной оргпреступности. Россия и США выдвинули в ОБСЕ инициативу по обеспечению безопасности туристической сферы от террористических угроз, а также - совместно с Арменией, Белоруссией, Киргизией, США, Таджикистаном и Турцией - проект концепции ОБСЕ по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и химических прекурсоров.
Конечно, остается слишком мало времени, чтобы согласовать все соответствующие договоренности. Поэтому огромное значение имел бы импульс со стороны лидеров на форуме в Астане для продолжения этой работы, поручение привести ее к позитивному результату.
В поле зрения ОБСЕ, вполне естественно, находится проблематика урегулирования региональных конфликтов на ее пространстве.
По линии Организации осуществляются немаловажные посреднические функции в данной области. Дело это хлопотное и деликатное. В столицах размышляют, как лучше его поставить. Россия внесла предложения о согласовании единых принципов разрешения конфликтов, которые, разумеется, применялись бы на практике с учетом специфики каждого из них. Это позволило бы избежать двойных стандартов в этой весьма чувствительной сфере. Активно участвуем в работе конкретных переговорных форматов, стремясь помочь сторонам конфликтов сблизить позиции, укрепить взаимное доверие, выйти на мирное политическое урегулирование.
Иного разумного пути просто нет, и любые попытки как-то форсировать процесс извне, что-то навязывать, решать проблемы за счет интересов одной из конфликтующих сторон, игнорировать существующие реалии контрпродуктивны, а порой и попросту чреваты обострением ситуации.
Нельзя все время наступать на грабли. Мы, к сожалению, не раз были свидетелями того, как, казалось бы, достигнутый компромисс в результате неосторожных движений в угоду политической конъюнктуре буквально рассыпался на глазах и процесс урегулирования откатывался назад.
Кроме того, в отношении к различным конфликтным ситуациям на пространстве ОБСЕ наблюдается странная тяга к селективным подходам - акцент на некоторых из них и полное молчание по другим. Не думаю, что это оправдано.
Работа ОБСЕ в данной области знала и откровенные сбои, которые нуждаются в тщательном анализе, извлечении уроков. В августе 2008 года наблюдатели ОБСЕ в зоне тогдашнего грузино-югоосетинского конфликта докладывали о готовящемся грузинском нападении и его начале, но их доклады почему-то так и не дошли до Постоянного совета ОБСЕ. Возможно, именно из-за этого Постсовет так и не смог дать должную оценку случившемуся.
Россия предложила тогда провести внутреннее расследование, чтобы выявить проблемы с циркуляцией информации внутри аппарата ОБСЕ. В решении проблем отсутствия транспарентности и четких правил в данной области кроется серьезный резерв повышения эффективности антикризисных усилий ОБСЕ. На этом фоне большое сомнение вызывают предложения о придании инструментарию ОБСЕ "еще большей гибкости", об "ускоренных" мерах по разрешению конфликтов за счет внедрения в ОБСЕ неконсенсусных механизмов. Реализация таких сценариев вела бы к разрушению ОБСЕ, да и к ослаблению ответственности самих государств за сохранение мира и безопасности.
К тому же действия казахстанского председательства в период трагических событий в Киргизии показали, что при наличии доброй воли своих членов ОБСЕ вполне в состоянии приходить к консенсусным решениям, способствующим успокоению ситуации и переводу ее в русло поиска политических и правовых решений.
В Москве видят ключ к решению вопроса о повышении эффективности ОБСЕ в дальнейших решительных шагах по превращению ее в полноценную межгосударственную организацию.
Для этого необходимо создать четкую нормативную базу всей ее работы. Три года назад вместе с группой единомышленников мы распространили в ОБСЕ проект Устава ОБСЕ, предложения об упорядочении различных направлений ее деятельности на общеприемлемых основах. Без такого правового укрепления ОБСЕ рискует растерять свои позиции среди других международных организаций, действующих в Евро-Атлантике.
Непреходящее значение для всего пространства ОБСЕ имеют обязательства в области прав человека, укрепления демократии. Здесь нужны постоянный доверительный диалог, обмен "лучшей практикой", а не менторство.
Никто в этом мире не совершенен, и с примерами проблем с правами человека на всем пространстве ОБСЕ мы сталкиваемся ежедневно. Это необходимо в полной мере учитывать в работе Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), которая пока далека от идеала.
Нет даже согласованных участниками ОБСЕ правил его деятельности. В соавторстве с рядом партнеров Россия внесла предложение об устранении этого пробела, однако ощущается серьезное сопротивление этой инициативе со ссылкой на "автономность" БДИПЧ. Думаю, что подобная "игра без правил" не к лицу как самой ОБСЕ, так и тем ее членам, которые претендуют на роль законодателей "демократической моды".
Нежелание подтвердить межправительственную основу ОБСЕ лишь усугубляет перекосы и дисбалансы в ее деятельности, причем именно в тот момент, когда перед ОБСЕ стоит задача определения собственной оптимальной "ниши" в новом разделении труда между многосторонними организациями.
При этом надо сделать так, чтобы поиск "места под солнцем" не приводил к дублированию на тех направлениях, где успешные усилия предпринимаются в других форматах. Россия поддерживает прагматичный подход к насыщению политической повестки дня ОБСЕ новыми темами. В каждом конкретном случае нужно сообща смотреть, какую реальную "добавленную стоимость" государствам-участникам может принести подключение ОБСЕ.
Например, открытым остается вопрос о соотношении работы ОБСЕ и Совета Европы, при том что последний вырабатывает международно-правовые, юридически обязывающие стандарты регулирования актуальных для всех наших обществ проблем в самых различных областях "мягкой безопасности", включая права человека и основные свободы.
ОБСЕ же вырабатывает политические обязательства, причем некоторые из них оказались как бы забыты. Наглядный пример - провозглашенная во многих решениях СБСЕ/ОБСЕ либерализация визовых режимов вплоть до их полной отмены. Думаю, было бы правильным не только напомнить об этом в итоговых документах саммита ОБСЕ, но и принять меры к воплощению этого обязательства в жизнь. Ведь свобода передвижения - это предмет непосредственного интереса каждого человека.
В связи с предстоящим саммитом ОБСЕ для всех входящих в эту организацию государств открывается неплохое "окно возможностей". Речь идет о том, чтобы восстановить культуру политического диалога в ОБСЕ на высшем уровне, наметить пути к построению на пространстве ОБСЕ общего и неделимого сообщества безопасности, перевода в новое качество взаимодействия в деле реагирования на общие для всех нас вызовы. Россия настроена на продуктивную работу. Главное - опираться на фундаментальные принципы, закрепленные в основополагающих документах Организации, и искать общеприемлемые пути их реализации на практике.