Недавнее заявление министра финансов Алексея Кудрина о возможной покупке ВТБ доли Банка Москвы, принадлежащей правительству города, стало главной темой обсуждения в российском банковском сообществе. "Вопрос обсуждается, решение не принято. Но нам интересен весь пакет - 46%", - заявил Кудрин, возглавляющий наблюдательный совет ВТБ.
И все-таки, похоже, утверждать, что решение о покупке будет непременно принято, пока что преждевременно. Ведь, по мнению экспертов, экономическая выгода от подобной сделки весьма сомнительна.
Косвенным подтверждением того, что сделка может и не состояться, служат и официальные заявления столичных чиновников. "Нет оснований комментировать эту информацию (о сделке с ВТБ. - Ред.). В отношении политики к нашим активам такие вопросы пока не прорабатывались", - заявил вице-мэр Москвы Юрий Росляк. При этом эксперты соглашаются, что продажа пакета в Банке Москвы - одна из возможностей для столичного правительства получить неплохую прибавку в бюджет. "Акции Банка Москвы торгуются на бирже, капитализация банка составляет около 5,5 млрд долларов, однако я думаю, что при сделке она может быть оценена и выше - в 6 млрд долларов. Соответственно, стоимость пакета может составить около 3 млрд долларов (93 млрд рублей)", - подсчитывает аналитик "УРАЛСИБа" Леонид Слипченко.
Эта цифра может оказаться и еще выше, если сопоставить возможную продажу Банка Москвы с последней крупной сделкой в российском банковском секторе. Приобретаемый тем же ВТБ ТрансКредитБанк (подробнее об этом ниже) в октябре был оценен с коэффициентом 2,2 к капиталу - в этой связи, по мнению аналитиков, оценка Банка Москвы должна составить не менее 2,5 раза к капиталу, а значит, пакет города может стоить более 4 млрд долларов. Эти средства для столичной казны и правда не будут лишними: согласно проекту московского бюджета на 2011 год дефицит составит 146,1 млрд рублей.
Однако аналитики тут же отмечают, что рыночная продажа пакета акций - через проведение IPO, продавая долю города частями, - позволит выручить гораздо больше. Российский рынок ценных бумаг только продолжает восстанавливаться после кризиса, а единоразовую продажу всего пакета акций на фоне постоянного роста котировок финансисты рекомендуют крайне редко. "Срочная неподготовленная продажа пакета в Банке Москвы сегодня никому не на руку, - заключает известный экономист Никита Кричевский. - Это слишком хороший актив, чтобы избавляться от него настолько поспешно".
Детальный анализ последствий возможной сделки показывает, что выгоды от покупки не очевидны и для самого ВТБ. Главная мотивация ВТБ может заключаться в надежде на автоматическое повышение его капитализации.
Однако в российских условиях такого рода надежды сбываются редко, констатирует глава Института проблем глобализации Михаил Делягин. В основном это вызвано различиями в технологиях и корпоративной культуре: при этом чем крупнее приобретаемый банк, тем выше сложности интеграции и вызываемые ими потери части бизнеса.
По словам профессора Никиты Кричевского, приобретение Банка Москвы не только не улучшит положение ВТБ, а, напротив, может его усугубить. "Заплатив рыночную стоимость за долю в капитале Банка Москвы, ВТБ едва ли получит тот необходимый синергетический эффект от приобретения, который добавит стоимости его акциям, а в случае дешевой сделки будет нанесен удар по столичному бюджету",- считает Кричевский. Более того, по некоторым данным, прошлый год ВТБ закончил с рекордным для себя убытком в 60 млрд рублей, при этом в реальности положение может стать еще более серьезным.
Согласно оценкам Счетной палаты РФ после допэмиссии акций ВТБ в прошлом году, государство, купившее часть из них, так и не получило должной отдачи. Доп эмиссия, проведенная банком, составила 180 млрд рублей, а вот доля государства в ВТБ увеличилась лишь на 37,3 млрд. "Недостающие" 142 млрд поступлений от эмиссии были оформлены в качестве банковского дохода с целью минимизации убытков. Так что сегодня ВТБ может просто не "потянуть" столь солидную покупку, как выкуп 46% в Банке Москвы.
Ситуация осложняется еще и тем, что ВТБ уже находится в процессе заключения сделки о покупке подконтрольного РЖД ТрансКредитБанка (ТКБ), одобренной наблюдательными советами сторон еще в октябре. До конца года ВТБ планирует приобрести контрольный пакет ТКБ, а общая сумма сделки, по оценкам аналитиков, может составить 17-19 млрд рублей. Приобретая ТКБ, ВТБ получает более 2 млн "зарплатных" клиентов, а также сильного корпоративного клиента в лице РЖД, так что каким образом покупка Банка Москвы поможет ВТБ развиваться, не очень понятно.
"Совершенно необязательно, что при смене собственника Банк Москвы сумеет сохранить свой главный козырь - средства различных московских учреждений", - рассуждает Никита Кричевский. Все дело в том, что, по его словам, крупные клиенты сегодня сотрудничают с Банком Москвы именно из-за его отличий от "федеральных" госбанков: размывание этих границ приведет к потере значительной части таких клиентов.
Эксперты отмечают, что ВТБ приобретет актив, до крайности похожий на него самого. Действительно, оба банка входят в первую пятерку крупнейших финансовых учреждений страны: ВТБ занимает вторую строчку рейтинга, Банк Москвы - пятую. Оба банка широко представлены в розничном секторе, активно работают на рынке кредитования.
По версии агентства Moody s, кредитные рейтинги обоих игроков находятся на одном уровне - Ваа1. Таким образом, по мнению аналитиков рынка, единственным результатом слияния двух банков окажется лишь усиление государственного присутствия в финансовой сфере и, как следствие, снижение конкуренции.
"Покупка пятого по величине банка вторым резко ослабит банковскую конкуренцию, которая и так слаба после кризиса, - соглашается Михаил Делягин. - Снижение конкуренции и усиление зависимости банковской системы от небольшого числа госбанков - негативный фактор оценки экономики России, противоречащий целям правительства по созданию международного финансового центра в Москве". Более того, по словам эксперта, с коммерческой точки зрения приобретаемый актив может начать "топить" сам ВТБ: как розничный банк он непременно будет конкурировать с ВТБ-24, как оптовый - с самим ВТБ.
Наконец, возможная сделка представляется нелогичной и с точки зрения стратегии, направленной на приватизацию госсобственности. Две недели назад правительство одобрило прогнозный план приватизации гос имущества на 2011-2013 годы.
В ближайшие три года государство намерено сохранить в ВТБ контрольный пакет, однако, как заявил руководитель департамента имущественных отношений минэкономразвития Алексей Уваров, уже к 2015 году возможно снижение госдоли вплоть до блокпакета. Между тем, по оценкам экспертов, ВТБ, нагрузившийся кредитами и втянутый в сделку по покупке части Банка Москвы, может существенно подешеветь. В результате государству не удастся провести приватизацию с максимальной выгодой для себя.