Президент Дмитрий Медведев, принявший вчера участие в саммите ОБСЕ в Астане, не сомневается, что его идея нового договора об общеевропейской безопасности рано или поздно станет востребованной.
Саммиты Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не собирались уже долгие 11 лет. За это время в Европе случилось немало конфликтов, к разрешению которых организация фактически не имела отношения. Многие эксперты даже пришли к выводу, что ОБСЕ пора реформировать. Многолетний пробел в саммитах ОБСЕ сегодня объясняют определенным застоем во внутреннем развитии организации. Не так и просто прийти к единому мнению представителям сразу 56 стран. Спустя одиннадцать лет в Астане, столице председательствующего в ОБСЕ Казахстана, готовились принять 28 президентов и 10 глав правительств стран - участниц организации, которым предстояло обсудить наиболее острые вопросы безопасности и стабильности в мире.
Впрочем, за прошедшие годы мало что изменилось. В российской делегации прекрасно понимали, что на многие проблемы страны ОБСЕ смотрят по-разному. Отсутствие единодушия в ОБСЕ в Астане отчасти играло на руку и России. Так, на саммит в казахстанскую столицу приехал президент Грузии Михаил Саакашвили, целью которого было адекватное, по мнению официального Тбилиси, отражение грузинского вопроса в итоговом документе о безопасности.
С мнением Москвы оно никак не совпадало. Глава российского МИДа Сергей Лавров был вынужден констатировать, что Россия не может поддержать итоговые документы саммита, в которых будут присутствовать формулировки о "конфликте в Грузии". "Мы готовы в итоговых документах саммита активно и в деталях поддержать работу Женевских дискуссий. Но мы не можем согласиться с тем, что эти дискуссии посвящены конфликтам в Грузии, как это предлагают сделать некоторые наши западные коллеги", - подчеркнул министр иностранных дел.
Грузинский лидер небезосновательно рассчитывал на содействие своих западных коллег. Во всяком случае, генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо накануне саммита заявил, что увеличение российского военного присутствия в Абхазии и Южной Осетии является острым вопросом, который будет подниматься на встрече в Астане. Волнует Запад и российское военное присутствие в Приднестровье.
В обоих случаях ряд стран ОБСЕ ссылаются как раз на обязательства, принятые на предыдущем саммите организации в Стамбуле в 1999 году, по которым Россия должна была вывести военные базы с территории Грузии и свой военный контингент и вооружения из Молдавии. Эти обязательства, полагают некоторые, до сих пор не выполнены. Россия же в ответ подчеркивает, что у стамбульских договоренностей нет четких сроков выполнения.
Практически ни у одного участника саммита не возникло сомнений, что в ОБСЕ просто не хватает доверия, чтобы совместно решать назревшие проблемы. И это доверие может быть возвращено, если все вернутся к Хельсинкским принципам, принятым странами ОБСЕ еще 35 лет назад. Тогда, напомнил коллегам Дмитрий Медведев, они принимались в условиях идеологического противостояния. "Сегодня нет никаких идеологических барьеров, нет военного противостояния, - констатировал российский лидер. - Мы можем и должны объединиться для решения общих проблем".
Одной из них является ситуация с европейской безопасностью. Здесь, как известно, президент Медведев предложил принять юридически обязывающий новый договор, который в течение последнего времени активно обсуждается в европейских странах. "Возможно, стереотипы прошлого еще сильны, и эта инициатива носит опережающий характер", - не исключил Дмитрий Медведев. Но он уверен, что в скором времени этот документ все равно будет востребован.
Кроме того, президент России считает, что ОБСЕ необходимо разработать единые принципы урегулирования конфликтов на своем пространстве. Причем эти принципы должны быть абсолютно мирными. "И придерживаться их нужно во всех кризисных ситуациях, а не в каких-то избирательных случаях", - заметил Дмитрий Медведев, выступая на саммите. Основу этих принципов составляют неприменение силы, достижение согласия самими сторонами, уважение согласованных переговорных и миротворческих форматов, обеспечение прав гражданского населения, оказавшегося в зоне конфликта.
- Повторю, что урегулирование по таким вопросам действительно должно быть абсолютно мирным. Применение военной силы, как это пыталось сделать руководство Грузии в отношении Южной Осетии в августе 2008 года, является абсолютно недопустимым, - сидя за одним столом с грузинским лидером, напомнил Медведев отношение России к событиям на Кавказе в августе 2008 года.
Вспоминая встречу лидеров стран ОБСЕ, российский лидер не смог обойти стороной договоренности об облегчение визовых процедур, которые затем были закреплены в 1989 году решением о рассмотрении возможности отмены въездных виз. "К сожалению, мы не продвинулись, - заметил глава Российского государства. - Это достаточно большая проблема, которую мы обсуждаем, и в рамках наших отношений с Евросоюзом мы готовы действовать дальше в этом направлении".
Не исключено, что работа в рамках ОБСЕ могла бы идти активнее, если бы не снизившийся потенциал организации, которая, по признанию многих, нуждается в модернизации. "Россия последовательно выступает за то, чтобы вдохнуть новую жизнь в принципы Хельсинки, воплощая их на практике. Для этого нужно модернизировать ОБСЕ, стиль и формы ее деятельности, - заметил Медведев. - Убежден, что производство все новых обязательств и инструментов для их решения себя исчерпало, но нужна более четкая правовая база и универсальные правила использования ресурсов организации". Ранее Россия вместе с рядом партнеров представила на обсуждение проект устава ОБСЕ и предложения по упорядочению работы структур организации.
- Только так можно повысить востребованность организации и органично встроить ее в формирующуюся глобальную архитектуру, - полагает президент России.
Владимир Кузьмин
Астана