Вопреки слухам передавать корабль на баланс министерства культуры военные не планируют. Главный музей ВМФ принадлежит оборонному ведомству, его плавучий филиал - тоже.
Символ Октябрьской революции останется на вечной стоянке в устье Большой Невки. За его содержание, техническое обслуживание и ремонт по-прежнему будет отвечать командующий Балтфлота. А еще за героическим крейсером сохранится неофициальный статус корабля N1 Российского ВМФ. Не боевой единицы, а именно исторического символа. Участник Цусимского сражения и обороны Ленинграда заслуживает такой благородной участи. Тем более что "Аврора" - еще и единственный на сегодня в мире корабль-памятник, более века сохраняющий плавучесть.
Другое дело, что небольшой экипаж "Авроры" - около трех десятков матросов - распределят по новым местам службы. Их места займут гражданские люди - 38 технических и музейных работников. Как сказали корреспонденту "РГ" в главкомате ВМФ, вакантные посты предложат бывшим офицерам и мичманам. Сторожить корабль будет частное охранное предприятие, но командиром крейсера-музея останется действующий офицер в звании капитана 2 или 3 ранга.
Перемены на "Авроре" произойдут не сразу. Во всяком случае флотское руководство обещает не снимать с корабля военный экипаж до набора штатской музейной команды. Ее комплектование займет как минимум месяц. Затем какое-то время уйдет на передачу имущества крейсера. Секретных кодов и оружия на "Авроре" давным-давно нет. Из действующих механизмов сохранилась только система вентиляции. Еще имеется пара электрогенераторов на случай отключения тока. Все остальное - музейные экспонаты. Когда-то крейсер выходил в море, потом стал учебной базой Нахимовского училища. Уже несколько десятилетий "Аврора" намертво приварена к причальной стенке.
Тем не менее она была и останется плавучим музеем со всеми присущими такому объекту флотскими ритуалами. Это значит, что на корабле сохранятся флаг и гюйс. Ежедневный подъем Андреевского стяга доверят нахимовцам. В праздничные дни церемонию дополнят подъемом Государственного флага России, флагов расцвечивания и торжественным построением юных моряков.
Решение сделать "Аврору" стопроцентным музейным объектом главком ВМФ Владимир Высоцкий принял пару месяцев назад. Держать на крейсере, давно не использующемся по предназначению, военный экипаж адмирал посчитал непозволительной роскошью. Парадокс ситуации заключается в том, что входивший де-юре в состав ВМФ корабль многие десятилетия обязывал адмиралов комплектовать плавучий памятник полным штатом моряков. Разницы между бороздящими моря эсминцами, большими противолодочными кораблями и стоящей у причальной стенки "Авророй" как бы не существовало. Ее чувствовали только экипажи. Одни моряки стреляли, пускали ракеты, несли океанскую вахту, а другие - драили палубу плавучего памятника после визита гостей и обслуживали многочисленных экскурсантов.
В какой-то степени на судьбу революционного крейсера повлиял прошлогодний инцидент в Санкт-Петербурге. Летом 2009 года известный российский олигарх устроил на корабле шумную вечеринку, вызвавшую громкий общественный резонанс. С этим случаем потом разбиралась Главная военная прокуратура. Вывод ГВП был однозначным - так использовать исторический памятник незаконно.
Справка "РГ"
Сегодня в Санкт-Петербурге действуют несколько плавучих музеев. Помимо крейсера "Аврора" это ледокол "Красин" и дизельная подводная лодка С-189. В Москве экспозиции об истории отечественного подводного флота устроили на списанной субмарине Б-396.
Плавучие музеи-корабли есть в США, Великобритании, Японии и других странах. Матросы там не служат, а места экипажа на списанных авианосцах и подлодках обычно занимают одетые в военную форму манекены.