В Москве проходит большой совет судей, на котором люди в мантиях обсуждают ключевые изменения в законодательстве. И в первую очередь - практику применения будущих поправок в УК, которые серьезно смягчают уголовный закон.
По проценту сидящих наша страна входит в непрестижную тройку мировых лидеров. Однако есть много признаков, что процесс пошел в обратную сторону. Начало судейского сбора совпало с Посланием главы государства Федеральному Собранию, в котором было сообщено о внесении в Госдуму давно ожидаемых поправок в Уголовный кодекс.
Законопроект исключает из 68 составов преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы. При этом верхняя планка остается прежней, так что у судей появится больше выбора. Если преступник действительно опасен, ему можно и нужно назначить срок по максимуму. Однако когда человек оступился и по-человечески его можно в чем-то понять и частично простить, судью ничто не будет ограничивать в снисхождении. Теоретически срок может быть сокращен до месяца, если, конечно, при данных обстоятельствах это будет справедливо.
Кроме того, санкции 11 составов преступлений дополнены таким видом наказания, как штраф в качестве основного вида наказания. В 12 статьях появляются исправительные работы. Смягчится отношение и к условно осужденным. Законопроектом предусматривается, что если человек во время испытательного срока совершил еще одно преступление средней тяжести, то вопрос об отмене или о сохранении условного осуждения решается судом.
Это значит, что автоматически в тюрьму его не отправят. Все будет зависеть от конкретных обстоятельств. Аналогичный подход предлагается применить и к отмене условно-досрочного освобождения. Подобных изменений в законе общество ждет уже давно. Как ожидается, поправки должны снизить тюремное население. По последним данным, в местах лишения свободы находится около 830 тысяч человек. А на учете уголовно-исполнительных инспекций состоит немногим более 500 тысяч человек, наказанных без тюрьмы.
В перспективе же, как предполагают эксперты, это соотношение должно измениться в пользу "вольноотпущенников", в смысле приговоренных к альтернативным видам наказания.
Отдельный вопрос - обратная сила закона. Естественно, практически всех арестантов интересует, смогут ли они на что-то рассчитывать после вступления в силу нового закона. Как утверждают представители юридической науки, да, в данном случае закон должен иметь и обратную силу.
В любом случае многое теперь зависит от самих людей в мантиях, как они воспримут новые нормы. Ведь изменения должны происходить не только в законах, но в первую очередь - в головах. Как полагают в Верховном суде, здесь свою роль должна сыграть и открытость судебной системы. Кстати, именно Верховный суд был инициатором принятия соответствующего закона, который вступил в силу минувшим летом. О первых результатах его действия "РГ" поинтересовалась у начальника отдела по связям со СМИ Верховного суда Павла Одинцова.
- На нашем примере могу сказать, что с 1 июля размещенной на сайте Верховного суда информацией воспользовались более 600 тысяч пользователей, - сообщил Павел Одинцов. - Поступило в электронном виде и обработано примерно 600 запросов на информацию о деятельности суда.
По его словам, до конца года на сайте будет представлено свыше 30 тысяч судебных актов, принятых Верховным судом начиная с 2002 года. В настоящее время для постетителей сайта доступна информация более чем по 2 миллионам судебных производств.
- Обработка письменных и электронных обращений производится с использованием новейших принципов штрихкодирования документов, электронной цифровой подписи, - говорит Павел Одинцов. - Также в Верховном суде и большинстве областных судов работает система аудипротоколирования судебных заседаний, введение которой не в последнюю очередь направлено на профилактику коррупции.
Следующий этап информатизации судов - создание электронных архивов судебных дел и решений. Для этого предлагается создать единый информационный центр. На данный момент в Верховном суде уже отсканировано более половины из 3 миллионов листов материалов дел, хранящихся в архиве. К концу 2011 года работа по плану должна завершиться. По мнению экспертов, публикация приговоров в Интернете - хороший способ общественного контроля за судебной системой. По крайней мере все решения людей в мантии теперь точно будут на виду.
Вячеслав Лебедев, председатель Верховного суда: Действующий Уголовный кодекс в статье 64 предусматривает применение наказания ниже той санкции, которая предусмотрена в соответствующей статье Уголовного кодекса. Но для ее применения судье необходимо найти основание.
Законопроект об отмене нижнего предела наказания по отдельным уголовным статьям должен положительно сказаться на справедливости судебных решений. Он дает судьям возможность назначать соразмерное и справедливое наказание без применения статьи 64.
В целом за первое полугодие этого года суды рассмотрели уголовные дела в отношении 566 тысяч лиц. Из них 24 процента были освобождены судами от уголовной ответственности. Если 4,3 тысячи человек были оправданы, то еще в отношении 9 тысяч уголовные дела были прекращены до вынесения приговора за отсутствием состава или события преступления. Также прекращены уголовные дела в отношении 103,5 тысячи лиц по нереабилитирующим основаниям - это деятельное раскаяние, примирение потерпевших с обвиняемыми и так далее. Поэтому не может быть речи о каком-то обвинительном уклоне.
В подавляющем большинстве российские суды соблюдают разумные сроки рассмотрения гражданских и уголовных дел. Основной причиной приостановления производства по уголовным делам является объявление в розыск фигурантов дела. В настоящее время, если от правосудия скрылся обвиняемый в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления, то у суда есть возможность рассмотреть дело заочно. Может быть, стоит распространить эту практику и на дела по категориям средней и небольшой тяжести. Думаю, этот вопрос требует обсуждения.