02.12.2010 00:20
В мире

Белорусские предприятия подготовили 16 предложений по программе "Автоэлектроника"

Совместные программы - "двигатель" автомобилестроения
Текст:  Владимир Бибиков (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №45 (481)
Читать на сайте RG.RU

Нынешний форум союзных программ, недавно состоявшийся в Москве, одобрил десятки перспективных проектов сотрудничества. А как складывается судьба программ, презентованных на предыдущих форумах? Вот лишь один пример.

Летом прошлого года генеральный конструктор Беларуси по автомобильной технике, генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук страны академик Михаил Высоцкий в деле продемонстрировал Государственному секретарю Союзного государства Павлу Бородину уникальную разработку, созданную совместно с Минским автомобильным заводом, - многозвенный магистральный автопоезд. Подчиняясь командам водителя, трехвагонный состав послушно выполнял сложные маневры и преодолевал препятствия на полигоне, уверенно проходил повороты и двигался в транспортном потоке на главной международной автомагистрали М1/Е30, связывающей Брест и Минск с Москвой. Ничего столь же высокотехнологичного в автомобильном мире пока нет. Павел Бородин высоко оценил разработку.

Стаффан Юфорс, президент и генеральный директор компании Volvo Trucks Corporation, хорошо известной своими тяжелыми грузовиками, увидев новинку, также не смог сдержать восхищения и заинтересованности в проведении совместных работ.

- В 2010 - 2015 годах в Беларуси будут созданы грузовые автомобили новой конструкции и высокой грузоподъемности, - уверен Михаил Высоцкий. - Начнется и переход на выпуск этих конкурентоспособных машин. Речь идет о грузовых автомобилях, включая многозвенные, грузоподъемностью до 70 тонн, которые могут эксплуатироваться на больших магистралях. Также разрабатываются новые модели автобусов, в том числе сочлененные супернизкопольные с гибридными силовыми установками, карьерные самосвалы грузоподъемностью до 500 тонн.

В Беларуси пока создан первый экспериментальный образец многозвенного автопоезда для отработки основных конструкторских решений и подтверждения концепции. Недавно министерство промышленности страны выделило из инновационного фонда средства на его доводку, поскольку необходимо приобретение компонентов для гибридных трансмиссий тяговых модулей звеньев автопоезда, таких как электрогенераторы, электропортальные мосты, комплектующие для многоуровневой электронной системы управления движением и другого оборудования.

И все-таки усилий одной отрасли и даже страны для того, чтобы освоить производство столь новаторской техники, а тем более реализовать всю программу преобразования автопрома, очерченную академиком М. Высоцким, может оказаться недостаточно. Слишком сложное это творение - современный грузовик, а тем более автомобиль будущего. До половины его стоимости уже сейчас приходится не на "железо", а на электронные приборы, и в будущем эта доля может возрасти.

Да и неверно было бы отрывать белорусские автозаводы и НИИ от российских, с которыми они за десятилетия сотрудничества связаны множеством технологических, кооперационных, интеллектуальных нитей. В последнее время объединяющим звеном здесь выступает Союзное государство. Благодаря нескольким союзным программам, направленным на развитие белорусско- российского автомобилестроения, удалось не только вывести отрасль из стагнации, но и поставить на конвейер множество моделей дизельных двигателей и автомобилей, соответствующих международным стандартам Евро-1, -2, -3. Разработаны и освоены образцы Евро-4. Очередная совместная программа недавно успешно завершена, пора двигаться дальше. В каком направлении? Это сейчас и обсуждают ученые и производственники союзных стран.

В Объединенном институте машиностроения белорусской Академии наук, в частности, активно ратуют за развитие автоэлектроники. К разработке концепции соответствующей союзной научно-технической программы здесь привлекли и автомобильные заводы, такие как МАЗ, МЗКТ, БелАЗ, и моторостроителей Минского моторного завода, и радиоэлектронную промышленность в лице НПО "Интеграл", ОАО "Экран", ОАО "Горизонт", Минского производственного объединения вычислительной техники и коллег-ученых из Белорусского госуниверситета информатики и радиоэлектроники, Белорусского национального технического университета и конструкторские бюро. Всего около 20 организаций и предприятий под эгидой выступившего координатором-заказчиком министерства промышленности страны. Солиден и перечень российских партнеров, заказчиком-координатором среди которых выступает Минпромторг России.

- Предстоит разработать и наладить выпуск современных систем управления движением транспортных средств, - поясняет корреспонденту "СОЮЗа" суть будущей программы директор Центра электроники Объединенного института машиностроения НАН Беларуси Владимир Савченко, - электронных интеллектуальных систем обеспечения безопасности, систем управления электрооборудованием и микроклиматом автотранспортных средств.

Белорусские предприятия подготовили 16 предложений для совместного выполнения заданий программы, а также 14 новых мероприятий, предлагаемых к включению в проект.

В частности, шесть заданий предполагается выполнять совместно с МГТУ имени Н.Э. Баумана, они направлены на создание электронных систем управления и гибридных систем автомобилей, в том числе многозвенных автопоездов. Тесные деловые контакты установились у Объединенного института машиностроения и с ОАО "Радар ММС" из Санкт-Петербурга, который со стороны Российской Федерации является главным участником будущей союзной программы.

В 2009 году проект научно-технической программы "Автоэлектроника" был презентован на очередном форуме союзных программ в Москве и получил одобрение Постоянного Комитета Союзного государства. В Беларуси его уже поддержали в Национальной академии наук, Минэкономики, Госкомитете по науке и технологиям, Госкомвоенпроме. Одобрили программу и два важнейших российских ведомства. На очереди - министерства финансов двух стран, от которых зависит очень многое. Разработчики программы ратуют за то, чтобы начать ее в следующем году и завершить за три года. Но есть и мнение, что, мол, можно отложить начало работ на год. И автомобилестроители, и Постоянный Комитет не согласны с отсрочкой. Ведь конкуренты ждать не будут. В Посткоме недавно прошло совещание с участием заинтересованных ведомств, суть которого в том, чтобы ускорить прохождение документа. Уже в этом году проект программы следует передать на утверждение Совета Министров Союзного государства, чтобы со следующего года началось финансирование программы.

Но если посмотреть на ситуацию шире, то в координации нуждается деятельность всей автомобилестроительной отрасли союзных стран. В России уже принята программа развития автопрома на период до 2030 года. Аналогичный документ одобрен в Правительстве Беларуси. К сожалению, признают в минпроме страны, пока недостаточно проектов научно-технических программ, которые можно было бы реализовывать сообща. В том числе и из-за пассивности самих предприятий. Отраслевые ведомства озабочены этим, создали на уровне заместителей министров рабочую группу по развитию автосельхозмашиностроения. Ее задача - сопоставить стратегии и тенденции развития автомобильной промышленности и промышленности автокомпонентов. Результаты тут крайне необходимы. Ведь международные автоконцерны недавно завершили очередной тур слияний и поглощений. Порознь автозаводы Беларуси и России вряд ли смогут успешно конкурировать с этими гигантами.

 

Беларусь