О промышленных предприятиях сейчас принято писать сухо - балансы, прибыль, акционеры... Ничего не поделаешь - требования делового стиля и времени - стремительного, прагматичного. В Интернете легко сыскать любую информацию. Скачал, "освежил" - вот и готова бизнес-новость.
Но пробегая глазами череду цифр, порой начинаешь понимать: в прежней журналистике с ее повышенным вниманием (иной раз - даже слишком) к человеческому фактору были свои плюсы. Цифры все-таки всего не расскажут. Тем более, когда речь идет о ситуации, не вписывающейся в привычные схемы.
"...И впредь не оставлю"
Как ни странно, но своим рождением "Пролетарский завод" обязан... трагедии. Она случилась в Санкт-Петербурге в 1824 году. Тогда вышла из берегов Нева. Именно об этом опустошительном наводнении написал Пушкин в "Медном всаднике", Мережковский - в романе "Александр Первый". Последствия водной стихии были ужасны - погибли сотни людей, в том числе - 158 членов семей мастеровых Петербургского чугунолитейного завода. Государь Александр I, посетив завод, был потрясен видом снесенных цехов и домов, пожаловал смотрителю завода 10 тысяч рублей, а толпе, его окружившей, сказал: "И впредь не оставлю".
27 марта того же года он утвердил решение о строительстве завода на новом месте - по Шлиссельбургскому тракту в 7 верстах от Санкт-Петербурга. Спустя полтора года был пущен литейный цех завода. 7 сентября 1826 года, когда рабочие в присутствии министра финансов Канкрина провели первое литье, и отмечают пролетарцы как день основания завода.
С тех пор завод верой и правдой служит Отечеству. Без "Пролетарского" немыслима история государства, а уж промышленная история - точно. Именно здесь построена и испытана первая подлодка (еще в 1834 году), выпущены первый магистральный паровоз (1845 г.) и первый магистральный тепловоз (1960), первые манипуляторы для глубоководных аппаратов, первые паротурбогенераторы, первые аэрофинишеры (без этих тормозных систем невозможна посадка на корабельные палубы сверхзвуковых истребителей). И этот "пионерский" список можно продолжать долго.
Да и вообще немного найдется в стране и в мире предприятий, которые бы в разное время и в равной мере успешно профилировались на выпуске авиационной, морской и железнодорожной техники. А если добавить, что сейчас "Пролетарский завод" выполняет сложные заказы для объектов атомной и гидроэнергетики, то определение "уникальный завод" не покажется преувеличением.
При этом предприятие специализировалось и продолжает специализироваться на изготовлении оборудования не серийного - штучного. Те же аэрофинишеры производят только в США, Голландии и здесь - на "Пролетарском". Случись остановка завода или, не дай бог, что-нибудь хуже - придется идти с поклоном за рубеж. Но тогда все самые умные доктрины и стратегии национальной безопасности превратятся в фикцию, пустой звук.
Так что у пролетарцев поводов для гордости и вправду - достаточно.
Модернизация плюс кадры
- Без наших изделий в море не сможет выйти ни один военный корабль, - рассказывает начальник производства Валерий Поташов. И показывает готовые к отгрузке образцы судовых гидравлических кранов, рулевых машин, успокоителей качки, гидронасосов, опреснителей воды. До "Пролетарского" он служил командиром электромеханической части на боевом корабле, директором на судоремонтном заводе в Гаджиево Мурманской области. После службы переехал в Питер, попробовал себя в частном бизнесе. Но быстро понял, что торговать - занятие не для морского инженера.
С Поташовым мы идем по цехам завода. Некоторые из корпусов сделаны из красного кирпича - сохранились со времен основания. Заметно отличаются корпуса, построенные в 60-70-е годы прошлого века - период наиболее бурного развития завода. А некоторые построены уже недавно. Но и в тех, и в других, и в третьих внутренняя обстановка одинакова - работающие станки, лебедки, краны, сварочные механизмы, прессы, молоты. Все гудит, вертится, искрит. Завод живет и работает на полную мощь.
- Вот эти новенькие обрабатывающие центры сделаны в Испании, Италии, Германии. А эти вальцы закупили в Швейцарии. Есть и наши станки - с Калужского машзавода.
Для одного механосборочного цеха закупили в этом году и установили семь новых станков с ЧПУ. А таких цехов на заводе - 20.
Техническое переоснащение стало стратегией новой команды менеджеров, что пришла на завод несколько лет назад. Понятно, что модернизация - затратное мероприятие, но еще более затратно работать на изношенном оборудовании. Поэтому за последнее время на техническое переоснащение потрачено более 200 млн рублей.
Впрочем, техническая модернизация - лишь часть программы развития.
- Станки можно купить самые навороченные. Но если не будет рук и голов, которые смогут станки обслуживать, - какой прок с умной техники, - объясняет руководитель кадровой службы Татьяна Дорофеева. - Мы одновременно заняты поиском и подготовкой кадров. Задача непростая. Система профтехучилищ разрушена. А новая система еще не выстроена.
На "Пролетарском" работают почти 2000 человек. Расточник Андрей Гаврилов - из тех, кто стал счастливым обретением завода. В этом году он победил в городском конкурсе "Лучший молодой специалист". На "Пролетарский" прибыл из Всеволжска. Попал в хорошие руки наставника. И вышел толк из парня.
А в 26-м механосборочном цехе познакомился я с легендой завода - токарем Сергеем Степановичем Киселевым. Еще бы не легенда - 81 год! А он до сих пор работает на самых крупногабаритных токарно-винторезных станках. Ему до сих пор поручают самые сложные задания. В эту смену обтачивал вал длиной 10 метров, диаметром полтора метра. Ювелирная работа. И другой она быть не может. Потом этот вал станет частью системы, которую поставят на авианесущий крейсер. Отступление от заданных параметров даже на микрон - непозволительно.
- Я уж 67-й год на заводе, - отрывается от станка ветеран. - Чувствую себя отлично. Потому что не на кровати перед телевизором лежу, а здесь, у станка стою. Разница большая. Спасибо заводу, что не списывает меня со счетов.
Познакомился я на "Пролетарском" с немалым числом людей, после общения с которыми как-то неловко стало, что вынуждены они приходить после смены домой и смотреть телепрограммы, в которых показывают, как страна пьет, обкуривается, сидит в ресторанах и ночных барах, стреляет, фанатствует, занята гламуром, воровством, но никак не полезным трудом. Тем самым полезным трудом, которым заняты они и без которого государство не может состояться как государство. В этих людях - мощь страны. Но они словно на информационной обочине. У страны в почете другие герои. Разве справедливо?
Тучи над "Пролетарским"
- Я считаю, что наш завод - это национальное достояние. Будет обидно, если он перестанет существовать, - услышал я от начальника производства спецтехники Юрия Цветкова.
О том, что сгущаются тучи, на заводе знают все. Хотя в прессе информации об этом немного. А та, что есть, подается в том самом деловом ключе - долги, санация, активы.
Нынешние трудности "Пролетарского" - тоже часть его истории, уже современной.
В 2004 году основным собственником предприятия стала частная финансовая компания. Она выдала заводу с 2004 по 2008 год кредит на 2 млрд рублей. Помощь в тот момент оказалась в буквальном смысле спасительной - в условиях отсутствия и задержек расчетов по оборонзаказу позволила пополнять оборотные средства, выплачивать людям зарплату, сохранить кадры, рассчитаться с долгами по налогам и перед поставщиками, закупать оборудование, фактически вдохнуть в завод новую жизнь.
С банком, разумеется, были оговорены условия покрытия кредита. Но случился глобальный финансовый кризис 2008 года. Банк серьезно пострадал и в итоге попал под санацию - изменил не только название, но и собственника, фактически перешел под государственное управление. Долги банка (так называемые "плохие кредиты") были переданы другой государственной структуре - "Агентству по страхованию вкладов" (ГК АСВ). А "Пролетарский завод" отныне стал "проблемным активом" этой госкорпорации.
Прежние условия погашения кредитов перестали быть актуальными.
В день моего приезда прошел Наблюдательный совет акционерного общества, на котором обсуждалась программа финансового оздоровления предприятия. Программа была принята, но по настроению, с которым выходили участники совещания, было понятно - тучи оно не развеяло.
- Я верю, что государство не ставит себе целью обанкротить предприятие. Хотя по настроению отдельных чиновников видно, что такие опасения есть, - комментирует ситуацию председатель Наблюдательного совета "Пролетарского завода" Владимир Медовников. В советские годы он проработал на государственной службе, курировал как раз оборонную отрасль в Санкт-Петербурге, определял в том числе и производственный профиль "Пролетарского".
- В отношении стратегических предприятий, - считает Медовников, - сухой начетнический подход: верни срочно деньги, иначе загублю - не может быть признан правильным. У любого предприятия могут возникнуть временные трудности. Мы предложили план реструктуризации долга - на 12 лет под 8 процентов годовых. Для любого банка это было бы оптимальным решением. Мы не просим денег - просим дать нам возможность вернуть деньги государству с процентами.
Работники завода, с которыми я общался, признавались, не скрывая, что успехи (а перемены к лучшему очевидны из экономических показателей производственной деятельности за последние два года) они связывают с приходом на завод нового генерального директора А.А. Арутюняна.
Капитан первого ранга в отставке, многие годы своей службы отдавший судоремонтным заводам флота, а в последнее время возглавлявший Главное управление судоремонтных заводов ВМФ, он прекрасно ориентировался в номенклатуре изделий, выпускаемых заводом. С первых дней после назначения генеральным директором (случилось это в декабре 2008-го) повел линию на совершенствование системы управления производством, экономикой, финансами, снабжением и так называемой "социалкой". Привлек на работу менеджеров молодых, но уже имеющих опыт руководящей, корпоративной, экономической работы. И результат не замедлил сказаться.
По сравнению с 2008 годом предприятие почти в 2 раза увеличило товарный выпуск и погасило 600 млн рублей долга.
Обанкротить завод в подобных обстоятельствах - значит подрезать крылья на взлете. Ведь предприятие, которое готовят к банкротству, не может участвовать в тендерах на госзаказы, выполнять межправительственные соглашения. А существовать на случайно перепавших заказах оборонный завод не способен по определению. У него для этого слишком мощный технологический потенциал.
В то, что ситуация будет развиваться не по критическому сценарию, верит и финансовый директор Татьяна Лютикова.
- Парадокс ситуации заключается в том, что предприятие не просит у государственной казны ни рубля, а готово само в течение нескольких лет погасить долг. Конечно, ОАО рассчитывает на позитивные отношения государства к своим стратегическим предприятиям.
К счастью, в правительстве есть понимание этого. Заместитель председателя правительства Российской Федерации Сергей Иванов дал поручение минфину, минпромторгу, минэкономразвития, смысл которого - найти максимально разумное решение для сохранения стратегического предприятия. Но главное - завод и сам настроен сделать все, чтобы выйти из кризиса
Портфель заказов предприятия на 2011 год составляет более 6 млрд рублей, при этом некоторые контракты заключены на период до 2013 года. Программой финансового оздоровления с учетом заданий по Федеральным целевым программам в судостроении и энергетике до 2022 года предприятие намерено освоить свыше 50 млрд рублей.
В конце концов в истории завода были времена и посложнее. Даже в войну, в блокаду, под бомбежками завод не останавливался - мужчины уходили на фронт, а женщины оставались в цехах, становились к станкам - работали на Победу. Правда, тогда государственный подход был как святцы. По-другому и не мыслили.
- В следующем году "Пролетарский завод" отметит свое 185-летие. Любопытна судьба заводских переименований. "Александровский литейный завод" (к слову сказать, многие ажурные решетки на невских мостах, квадриги на театральных зданиях - творения рук "александровских литейщиков"), "Александровский главный механический завод", "Пролетарский завод", "Ленинградский паровозостроительный завод", снова "Пролетарский завод".
- В 1992 году предприятие преобразовано в открытое акционерное общество, каковым остается и поныне. Менялись названия - не менялись традиции. В том числе и главная - "Служить Отечеству". И есть уверенность, что коллектив завода и государство определенно скажут: "Пролетарский будет жить!"