Валерия Подорожнова - сценарист, автор сценариев для серий "Глухаря", завоевавшего ТЭФИ-2010, работала собкором "РГ". Мы попросили свою бывшую коллегу поискать с нами ключ к тайне всенародной любви к сериалам.
Российская газета: Сюжеты сериалов - полностью плод фантазии или все-таки вы отталкиваетесь от конкретных уголовных дел?
Валерия Подорожнова: Будучи журналистом, я старалась удовлетворить все свои самые смелые фантазии: проехалась в столыпинском вагоне, пожила в деревне прокаженных и в общине наркоманов, побывала в тюрьме у самых страшных маньяков и террористов, осужденных пожизненно, взяла интервью у африканского принца и скрывающегося от милиции "вора в законе". Но сюжеты для кино я предпочитаю придумывать. Большая часть реальных уголовных дел - неинтересная "бытовуха". Однако, признаюсь, несколько забавных уголовных дел, на слушаниях которых я присутствовала в суде в качестве криминального репортера, я использовала. Одно - история про горе-киллеров, совершивших три (!) неудачных покушения на одного и того же человека. Второе - про убийцу, завернувшего тело убитого в простыни с бирками химчистки.
РГ: Рейтинги "Глухаря" достигли небывалых цифр. Его смотрит каждый третий зритель в стране. С чем, по-твоему, связан такой интерес?
Подорожнова: В сериале нет лихо закрученной детективной интриги, все держится на героях.
Мне кажется, пристрастие к главным персонажам сериала объясняется нехваткой в обществе национального героя. Мне, кстати, не хотелось бы, чтобы это место занимал отрицательный персонаж. Как один из авторов, я лучше знаю его. Но, увы...
РГ: А зачем национальный герой домохозяйкам как основному контингенту зрителей сериалов?
Подорожнова: А чем домохозяйки хуже остальных зрителей? Согласно исследованиям, женщины в возрасте 30-50 лет - основной потребитель "мужской", жесткой продукции НТВ.
РГ: Не уводит ли их такое кино слишком далеко от жизни, где золушки, как правило, не превращаются в принцесс, а среди мужиков редко попадаются обаятельные супермужчины, "глухари".
Подорожнова: Я ничего плохого в этой оторванности от жизни не вижу. Сюжеты чудесного превращения женщин в золушек, а мужчин - в суперменов пользуются популярностью на протяжении всей истории кино.
РГ: И все-таки, что люди ищут и находят в сериалах?
Подорожнова: После напряженного дня зритель хочет отдохнуть, расслабиться, и именно поэтому включает сериал. Я сама их люблю. Художественный фильм, может, и динамичнее, но к новым героям нужно привыкать. А в сериале уже все свои, "родные". Зрители часто переживают за киногероев как за своих ближайших знакомых.
Рейтинговые сериалы потакают вкусам массового зрителя. У зрителя элитарного - другой вкус. Он обычно сериалы ругает.
РГ: Сколько времени пишется сценарий?
Подорожнова: В среднем написание одной серии сериала занимает две недели. Для меня комфортный срок - 4-5 дней. Были случаи, когда из-за производственной необходимости нужно было написать серию за два дня, и даже за один. Я не знаю, что такое поиски вдохновения. Я работаю каждый день и не жду вдохновения.
РГ: Фильм "Глухарь. Продолжение" в этом году стал победителем ТЭФИ в номинации "Телевизионный художественный сериал".
Подорожнова: Думаю, что нам удалось стать командой и сделать хороший сериал. Еду в транспорте - там обсуждают "Глухаря", захожу в магазин или парикмахерскую - то же самое. Одни, увидев что-то знакомое, приходят в восторг от реалистичности. Другие считают, что нельзя показывать по телевизору милиционеров, избивающих задержанного, использующих служебное положение в своих интересах, спивающихся и т. д. Герой, мол, должен быть мужественным, эталоном честности и порядочности.
Да, наши герои не такие, как в фильме "Следствие ведут Знатоки". Они обычные люди со своими слабыми и сильными сторонами. А тем, кто говорит, что так нельзя, могу возразить: результаты опросов общественного мнения, обсуждения на форумах сотрудников МВД говорят, что благодаря нашему сериалу отношение к милиции стало лучше. Молодые люди пишут,что после просмотра сериала "Глухарь" многие приняли решение идти учиться в вузы МВД.