Сегодня Госдума планирует рассмотреть во втором чтении поправки в закон об аудиторской деятельности, которые устанавливают новые критерии обязательного аудита. В настоящее время он проводится в случае, если объем выручки предприятия превышает 50 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса более 20 млн руб. Версия, принятая в первом чтении, увеличивает порог обязательного аудита до 400 млн руб. и 160 млн руб. соответственно.
С момента опубликования законопроекта аудиторское сообщество не раз высказывалось по поводу негативного влияния на рынок предлагающихся поправок. Как отмечали аудиторы, данные меры приведут к сокращению аудиторского рынка, что повлечет за собой потери бюджета в виде налогов, получаемых от аудиторских организаций, и сокращение количества рабочих мест.
"Из-под аудиторского контроля могут уйти целые отрасли, например, значительная часть коммунального хозяйства, что может опосредованно привести к росту тарифов, - считает Юлия Киселева, директор департамента методологии и контроля качества компании "Нексиа Пачоли". - Вероятна ситуация, при которой обязательному аудиту не будут подлежать предприятия среднего и крупного бизнеса, строящие бизнес по "холдинговому типу". Кроме того, принятие законопроекта может привести к снижению прозрачности финансовой отчетности российских компаний и инвестиционной привлекательности российской экономики".
Депутаты отчасти услышали мнение профессионального сообщества и ко второму чтению представили поправки, вот только к единому варианту критериев не пришли. Поправки, подготовленные одной группой депутатов, смягчали первоначально предложенное повышение критериев для обязательного аудита (по выручке - 250 млн руб. вместо 400 млн руб.; по сумме активов - 100 млн руб., вместо 160 млн руб.). При этом вводилось большое количество новых критериев для проведения обязательного аудита.
Однако ко второму чтению пришел вариант поправок Комитета Госдумы по собственности: по выручке - те же 400 млн руб., по сумме активов - 60 млн руб. Кроме того, предлагается изменить перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту. Так, из него исключаются государственные внебюджетные фонды, но добавляется ряд других организаций.
"В перечень организаций, подлежащих обязательному аудиту, дополнительно включены профессиональные участники рынка ценных бумаг, организации, представляющие и (или) публикующие консолидированную финансовую отчетность, валютные биржи, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов или негосударственных пенсионных фондов, - дополнила Ирина Соколова, руководитель департамента контроля качества АКГ "Интерком-Аудит". - Выделение данной категории организаций теперь не позволит им избежать обязательного аудита, даже если их показатели по выручке и валюте баланса не превышают установленные ограничения".
Как отметила эксперт, поправки не коснулись ОАО. "Акционерные общества подлежат обязательному аудиту в соответствии с п. 5 ст. 103 ГК РФ, и поэтому в отношении организаций этой формы собственности ничего не меняется", - уточнила Ирина Соколова.
При этом малый бизнес, скорее всего, из-под обязательного аудита все же уйдет.
"Андрей Шаров, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, в докладе на втором ежегодном деловом форуме "Развитие малого и среднего бизнеса" сообщил, что согласно представленным Росстатом и ФНС России данным в настоящее время в РФ осуществляют деятельность 5 605 883 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 1 374 777 микропредприятий с годовым оборотом до 60 млн руб., 227 744 малых компаний с годовым оборотом до 400 млн руб., 18 012 средних компаний с годовым оборотом до 1000 млн руб., - рассказала Ирина Соколова. - Из этих данных очевидно, что по показателю выручка от обязательного аудита освобождаются практически все малые предприятия, что несомненно окажет огромное влияние на рынок аудиторских услуг в целом".